Безопасность и показатели качества пищевых продуктов. Часть 1. Штраф за "не регистрацию".

Безопасность и показатели качества пищевых продуктов. Часть 1. Штраф за "не регистрацию".


Государственное регулирование оборота пищевых продуктов претерпевает сегодня существенные изменения. Причина-постепенное внедрение "европейского подхода и принципов" во многих отраслях экономики. 

Что нового предлагает операторам рынка пищевых продуктов законодатель?

В этой статье мы предлагаем разобраться с ответом на вопрос: "Какой разрешительный документ необходим для открытия новой "пищевой" торговой/производственной точки?" 

Ранее не было единого мнения даже у контролирующих организаций "какой именно документ точно разрешает начало эксплуатации пищевого объекта".           Одни получали санитарно-гигиенические заключения на объекты, продукты, технологические документы и прочее. Другие оформляли т.н. "експлуатаційні дозволи" пройдя "семь кругов ада" перед получением заветной бумажки. Третьи останавливались на т.н. "разрешениях на торговлю", которые выдавали уполномоченные подразделения органов местного самоуправления. Кто-то слышал термин "санитарная книжка", "санитарный минимум", "допуск к работе", "разрешение на начало работ". Вместе с тем, любой предприниматель знал, что перед началом работ необходимо посетить "пожарных" и "санитаров", которые внимательно выслушав о намерениях предпринимателя, выдвигали свои требования, условия, иногда на 1-2 страницы мелким шрифтом. Выполнение этих условий позволяло предпринимателю какое-то время работать "без проблем". Путаница и неразбериха присутствовали всегда.

Вместе с тем, у "старой системы" было одно существенное преимущество - контролирующие органы выдвигали требования, выполнив который можно было спокойно начинать работать.  "Новая система" сегодня ничего не требует, разрешительные документы не выдает, экспертизы объектов, технологий, продуктов не проводит. 

Наши клиенты, работающие на рынке пищевых продуктов, чувствуют подвох и задаються вопросом: "не может быть, что бы государство в лице своих органов контроля и надзора отпустило "пищевиков", полносью дерегулировав этот сектор экономики"!? Часто мы слышим запрос: "оформите нам любые документы, что бы на них стояли печати СЭС, МОЗ, и т.п. "референтных организаций" и мы могли быть спокойны когда придет проверка". Их запросы последний год часто остаются без ответа.

В чем же суть "новой системы"?

Ответ: ДЕКЛАРАТИВНЫЙ ПРИНЦИП или "разрешено всё, что не запрещено".

Что это означает на практике? Всё просто: если ты предприниматель и  хочешь вести бизнес в сфере оборота пищевых продуктов - открывайся, предварительно уведомив орган контроля и надзора. При этом, никаких "разрешений" тебе выдавать не будут, никаких вопросов тебе задавать не будут, никаких документов требовать у тебя не будут. Работай! Чудеса да и только!

Верите, что всё так просто в нашей системе?! Нет?! Правильно делаете.

На сегодня штраф за производство, хранение пищевых продуктов на              "не зарегистрированных мощностях" от 37 700 до 43 500 грн. для операторов, работающих как юридические лица и от 11 600  до 21 750 грн. для физических лиц-предпринимателей.

Как же избежать подобных штрафов?

Достаточно просто для тех операторов рынка, которые только планируют запуск своих объектов. Закон требует подать заявку о внесении такого объекта в ДЕРЖАВНИЙ РЕЄСТР ПОТУЖНОСТЕЙ не позднее 10 дней до начала  работы и получить "особистий реєстраційний номер" в течение 15 дней с даты подачи такой заявки. Если по каким-либо причинам вы не получите ответ от компетентного органа, действует принцип "молчаливого согласия" - предприятие может начинать работу без "бумажки".

Хочу отметить, уважаемые коллеги, что это требование появилось в законодательстве еще в конце 2015 года, а Реестр  фактически заработал только в начале июня 2016г. Подобного рода "задержки" стали нормой в период перемен, которые претерпевает наша разрешительная система.

Всё просто.На первый взгляд...

А как быть тем операторам рынка, которые запустили свой бизнес в период между вступлением в силу Закона Украины "Про основні принципи та вимоги до безпечності та якості харчових продуктів", который и установил "новые правила игры" и началом действия Реестра?

Как быть тем операторам рынка, которые начали проводить свою деятельность еще до вступления в силу вищеуказанного закона, но не имеют документа под названием "Експлуатаційний дозвіл".

С сожалением констатируем, что данные объекты можно считать группой риска и предложить единый подход к решению этой задачи на сегодня не представляется возможным. Каждый случай следует рассматривать индивидуально и комплексно, учитывая детали и нюансы, что бы бездумным выполнением требований не "подставить клиента под штраф".

Обращаю ваше внимание, что  документ под названием "Експлуатаційний дозвіл", который выдавали органы санэпиднадзора и документ под одноименным названием, упоминающийся в статье 23 вышеуказанного закона - абсолютно разные по-сути документы не имеющие ничего общего между собой.

Времена изменились. Вслед за дерегуляцией пришла серьезная ответственность для операторов пищевого рынка. Символические штрафы (85 грн.) за нарушение законодательства в сфере оборота пищевых продуктов остались в прошлом. Раньше управленческие решения руководителей предприятий "пищевой промышленности" сводились к следующему - платим штраф и работаем дальше, потом может быть устраним нарушения, а может и проигнорируем требования безопасности и качества. 

Сегодняшний размер штрафов не может не вызвать обеспокоенность руководителя такого предприятия вопросами безопасности и качества пищевых продуктов. Дешевле "навести порядок на объектев минимально необходимом объеме", нежели игнорировать Закон.

Новый подход государства в сфере оборота пищевых продуктов явно направлен на повышение уровня ответственности производителя/экспортера/торговца в первую очередь за безопасность пищевых продуктов, а во вторую - за их качество самым эффективным и доходчивым аргументом "гривней".

Во второй части мы поговорим о механизмах наложения штрафа в сфере оборота пищевых продуктов.




Loading...
В данном разделе статей больше нет