Все публикации

Суд присяжных: общая характеристика и особенности имплементации в Украине

Автор: Асадчев Юрий  •  14 апреля 2016


 

Суд (жюри) присяжных – разновидность разбирательства в суде, при котором решение по сути дела принимают непрофессиональные судьи. Различают классическую (англо-американскую) модель жюри присяжных, которая в несколько адаптированном виде внедрена в ряде государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье (Грузия, Испания, Россия и др.), и континентальную модель, воспринятую многими европейскими государствами, в т.ч. Украиной.

Особенностями классической модели являются:

1) применение по обвинениям, по которымподсудимый не признал свою виновность;

2) разграничение задачи присяжных – которыедолжны решить «вопрос факта» (виновенли обвиняемый), и задачи судей, которые решают «вопрос права» (квалификация преступленияивыбор наказания);

3) присяжные хоть и изучают доказательства по делу, но демонстрируют внешнюю отстраненность от судебного процесса, самостоятельно не опрашивают его участников (задают вопросы только письменно, через председательствующего);

4) присяжные не обязаны аргументировать свое решение.

Вторичными, производными признаками англо-американской модели являются:–

5) осуществление ряда процессуальных действий и вынесение приговора судом после вердикта присяжных;

6) невозможность апелляционного обжалования решения жюри присяжных;

7) требование о единогласном решении жюри.

 

Континентальная модель жюри присяжных развивалась на основе суда ассизов (характерного для Франции и некоторых других стран) и суда шеффенов (характерного для ряда германоязычных регионов). Отличительными чертами данной модели является общая компетенция коллегии профессиональных судей и жюри присяжных, которые одновременно вершат и «суд права» и «суд факта». Присяжные в этой модели обладают всеми правами судей и обязаны аргументировать принимаемые решения.

Законодательство Украинымодифицировало континентальный вариант суда присяжных. Законодательная база основывается на ч. 4 ст. 124 Конституции («народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных»)и включает §2 главы 30 Уголовного процессуального кодекса Украины (ст. 383-391) и главу 3 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 58-64).

В соответствии с законодательством суд присяжных в Украине реализуется только при местном общем суде первой инстанции и только по обвинениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы.

На подготовительном этапе территориальное управление государственной судебной администрации, на основе анализа судебной практики в соответствующей административной единице, определяет количество потенциальных присяжных, которое может быть востребовано для осуществления правосудия, и направляет представление вгородской (районный) совет.

Совет на основании запроса каждые два года должен формировать список потенциальных присяжных. Ими могут быть местные жители – дееспособные граждане Украины, возрастом от 30 до 65 лет;владеющие украинским языком;не являющиеся госслужащими, адвокатами, нотариусами и т.д.;не судимые; не имеющие заболеваний, препятствующих осуществлению их полномочий; не возражающие против привлечения их к осуществлению правосудия.

На следующем этапепрокурор и суд в обязательном порядке письменноразъясняют обвиняемомув преступлении, за которое может быть назначено пожизненное лишение свободы, его право на суд присяжных. Если сторона обвиняемогоходатайствует о его применении, специальная автоматизированная программа из ранее сформированного списка отбирает семькандидатур присяжных, которые за неделю до судебного заседания получают письменныйвызов в суд, что является для работодателя основанием для временного освобождения присяжногоот выполнения трудовых обязанностей.

В ходе предварительного судебного заседания сторона подсудимого адресует вопросы прибывшим кандидатам и отбираеттрёх присяжных, которые в дальнейшем будут вершить правосудие по делу.

После принятия присяги начинается основной этап – непосредственный суд присяжных. Они пользуются всеми правами судьи и несут соответствующие обязанности.

Присяжный имеет право:исследовать всю информацию и доказательствапо делу; письменно фиксировать ход судебного заседания; с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемым лицам; просить председательствующего в суде разъяснить нормы закона, специальные термины, признаки преступленияи т.д.

Вместе с тем, присяжному запрещеновне судебного заседания собирать сведения о делеи разглашать полученную информацию.

На завершающем этапе проводится совещание двух судей и трех присяжных, на котором последовательно обсуждаются и голосуются ключевые вопросы: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; содержит ли оно состав уголовного преступления и какой статьейУК оно предусмотрено; виновен ли обвиняемый; подлежит ли он наказанию; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание; какая мера наказания должна быть назначена обвиняемому и должен ли он ее отбывать и т.д.Все вопросы решаются простым большинством голосов, причем председательствующий голосует последним и никто из состава суда не имеет права воздержаться от голосования.

Дополнительными гарантиями функционирования института присяжных в Украине являются:сохранение за ними рабочих мест, выплата за счет госбюджета вознаграждения присяжным, суточных, компенсация их затрат на проезд и наем жилья.

Следует также отметить отличиеинститутаприсяжных от института народных заседателей, которые в Украине принимают участие в гражданском судопроизводстве (ст. 234 ЦПК) по вопросам ограничения гражданско-правовой дееспособности, признания лица безвестно отсутствующим, усыновления, принудительной госпитализации и т.п.

 

Ряд исследователей критикуют континентальную модель суда присяжных и ее отечественный вариант, признавая статус жюри присяжных только за англо-американской моделью, в которой представители народа освобождены от авторитетного мнения профессиональных судей и руководствуются только собственной совестью и внутренним убеждением, игнорируя формально-юридическую сторону дела. Другие эксперты полагают, чтоконтинентальная модель жюри присяжных в большей степени учитывает отечественные реалии: невысокий уровень правосознания; риски оказания давления на присяжных; необходимость преодоления рудиментов советского прошлого, для которого было характерно пассивное декларативное участие так называемых «народных заседателей».

Вместе с тем, прямое участие народа в осуществлении правосудия широко признается одним из признаков правового государства, соответствует историческим традициям украинского народа, в частности, обычаям казачества, и выступает важной составляющей развития в Украине полноценного гражданского общества.

Автор:

адвокат Юрий Асадчев,

Международная юридическая компания LEXLIGA


Суд присяжных, суд присяжных в Украине

Автор
фото
Адвокат (Киев) Выполнено заданий: 0

Loading...
В данном разделе статей больше нет