Все публикации

Экономическая защита интересов государства при заключении международных контрактов субъектами хозяйствования

Автор: Виноградов Алексей  •  27 января 2016


В зависимости от исторических, географических, национальных и иных факторов различные страны  по разному пытаются привлечь  инвестиции в свои страны. Развитые страны, коими являются европейские демократии и США привлекают инвесторов стабильной политической системой, прозрачной и понятной правовой системой, а также независимой судебной властью, как гарантом того, что инвестиции будут надежно защищены. Иные страны пытаются только создавать и строить систему государственной власти без коррупции, независимую судебную систему и прозрачные отношения между государством и бизнесом через механизм соответствующего законодательства. Такие страны, в большинстве своем привлекают инвесторов дешевой рабочей силой, низкими ценами на многие привлекательные объекты недвижимого имущества и другими вариантами получение большей прибыли при наименьших валовых затратах. Но есть третий вид стран. Данные страны, так получилось географически и исторически, находятся очень далеко от центра деловой жизни и там просто невыгодно размещать инвесторам свои активы в связи с высокими затратами на обслуживание таких активов, маленькой территорией самих стран, малочисленным населением. Каким же способом данным странам привлекать денежные средства в бюджет и развивать экономику своих стран. Такими странами был найдет выход, а именно: разрешение для иностранных инвесторов регистрировать бизнес на территории данных государств с таким условием, что если хозяйственная деятельность проводится не на территории данных государств, то налоговые отчисления в казну такого государства не производятся.

Яркими представителями таких юрисдикций являются: Белиз, Маршалловы Острова, Британские Виргинские острова. Естественно, что в различных странах есть различные нюансы (например, резидентность директора).  Полный перечень государств, которые признаны офшорными зонами в Украине приведен в распоряжении КМУ № 143-Р от 23.02.2011 года « О перечне офшорных зон» [1]. Некоторые юрисдикции требуют, чтобы директор компании был только гражданин их страны. Также, многие из данных юрисдикций предоставляют такое лакомое условие для владельцев компаний-резидентов, как полная анонимность, так как не ведутся никакие реестры акционеров, директоров и бухгалтерская отчетность. Такие государства за все преимущества размещения компаний у себя требуют всего лишь оплачивать ежегодный сбор в казну. Но не только малые государства имеют признаки офшора. Например, такие респектабельные юрисдикции, как Великобритания, Нидерланды, или Люксембург при соблюдении определенных условий также или освобождают своих резидентов от уплаты налогов, или же требуют оплаты очень малых процентов от доходов той ,или иной видов деятельности.

Естественно, что такие условия анонимности и ухода от фискальных платежей привлекают огромное количество владельцев бизнеса для открытия там своих компаний. Но, как всегда бывает, нельзя, чтобы интересы всех стран были соблюдены одновременно. От такой политики стран- офшоров страдают крупные державы с развитой экономикой в которых и происходит основная хозяйственная деятельность компании резидента офшора. Ведь, ведя деятельность на территории государства развитого экономически, например, продавая товары и услуги большому количеству населения , что немаловажно, платежеспособному населению, такие компании резиденты офшоров работая непосредственно через международные договора с резидентами стран в которые они продают свои товары и услуги могут полностью уходить от уплаты каких- либо налогов с доходов от хозяйственной деятельности. Но если государства резиденты таких компаний получают компенсацию в виде ежегодного сбора, то компании, на территории которых непосредственно производится такая хозяйственная деятельность не получает в бюджет ни копейки.

Как следствие из вышенаписанного стали появляться и очень развились, так называемые, схемы минимизации, или оптимизации уплаты налогов. Данные схемы построены из цепочки международных договоров с наличием компаний- резидентом в офшорах, которые позволяют, зачастую, уходить от уплаты налогов в полной мере, или минимизировать такие налоги до максимума. Государства на территории которых и происходит хозяйственная деятельность пытаются уйти от налоговых потерь ужесточением законодательства  и другими методами борьбы. С одной стороны, автор считает, что действительно, налоги нужно платить в государстве в котором ты его заработал, но с другой стороны нельзя ущемлять развитие экономик «маленьких» стран, которые в силу независящих от них обстоятельств не могут построить мощную экономику. Какими же методами создать тот баланс экономических выгод, через систему международного права, чтобы защитить интересы всех государств. В данной статье автор предложит свои идеи разрешения данной проблемы. Разберем несколько основных схем оптимизации налогообложения, которые не противоречат международному и внутреннему законодательству государств и на примере данных схем посмотрим, как государства пытаются защитить свои интересы через профильные законодательные акты на примере Украины.

 Ярким примером такой схемы, является схема, которую используют компании в сфере IT. Данная схема заключается в том, что владельцем прав на интеллектуальную собственность является компания, резидент офшора. Данная компания передает право на использование интеллектуальной собственности на территории интересующих государств дружественным компаниям, или компаниям входящим в собственный холдинг. Денежные средства от конечных потребителей приходят в компании резиденты государств, где происходит хозяйственная деятельность, а далее по лицензионным договорам, например, 90 процентов от прибыли уходят в офшор и при этом в государстве, где данные денежные средства и были получены облагается налогом всего 10 процентов от прибыли. Таким образом, 90 процентов от прибыли освобождаются от налогообложения. Кроме того, если  офшорная юрисдикция позволяет, никто не сможет узнать, кто является конечным собственником данных денежных средств.

Еще одной распространенной схемой с использованием компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях является схема, в которой право собственности на товар, или услугу  от продавца по международному договору сначала переходит к компании зарегистрированной в офшорной юрисдикции и данная компания принадлежит холдингу покупателя, а далее данная офшорная компания передает по международным договорам право собственности компании, которая зарегистрирована в юрисдикции покупателя, где и происходит непосредственная хозяйственная деятельность. Данная схема дает следующие возможности. Во-первых, покупая Товар офшорной компанией, Вы не находитесь под наблюдением фискальных органов, или же Вам просто придётся показать формальную отчетность, в зависимости от юрисдикции. Во-вторых, конечная компания покупатель может «играть» с ценами на Товар. Ведь  и покупатель и «продавец» компания из офшора, принадлежат, фактически, одному и тому же лицу. Выставляя высокую цену на Товар, собственник, там самым выводит в офшор большую сумму денежных средств и одновременно уменьшает облагаемую прибыль в Украине. Ведь,  прибылью является сумма равная разницы валового дохода и валового расхода, согласно Налогового кодекса Украины. А денежные средства, потраченные на приобретение товаров и услуг, необходимы для дальнейшей хозяйственной деятельности включаются в валовые расходы предприятия. Если же цена договора маленькая между продавцом, компанией из офшора и покупателем из Украины, то покупатель из Украины может формировать крупный налоговый кредит при определенных условиях.

Схем использования офшорных юрисдикций очень много, но вышеуказанные являются основными. Также, данные схемы используются и нечистыми на руку дельцами для отмывания денег, которые были получены преступным путем. Какие шаги можно и нужно предпринять для того, чтобы создать баланс интересов и при этом полностью прекратить возможность использования компаний из офшорных юрисдикций в преступных схемах.

Для перечисления любой суммы денежных средств безналичным расчетом в хозяйственной деятельности компаний, требуется открытие расчетного счета в банке. Основным преимуществом офшорных юрисдикций, как уже писалось выше, является то, что практически, невозможно узнать конечного собственника бизнеса, так как, или же не ведется реестра акционеров и директоров компаний, или же используется, так называемая услуга трастовых договоров. Данные договора заключаются между собственниками компаний и ,так называемыми, номинальными директорами и акционерами, которые действуют за плату от имени настоящих собственников и фигурируют во всех реестрах и отчетностях, если определенная юрисдикция требует этого. При отмывании и легализации денежных средств преступным путем невозможность узнать конечных акционеров и владельцем денежных средств является большим преимуществом. Автор считает полезным перенять опыт европейских государств Украине и другим государствам постсоветского пространства при разработке и принятии законов о предотвращении легализации и отмывании доходов, полученных преступным путем. Так, банки Евросоюза, выполняя национальные законодательства своих стран перед открытием счета проводят очень тщательную проверку предприятия и их собственников. В Украине после получения документов о компании банк сразу же открывает счет. В Европейском Союзе уполномоченное лицо компании кандидата на открытие счета предоставляет данные о бизнесе, которым занимается компания. Причем банки требуют полную схему бизнеса в том числе и названия контрагентов у которых товары и услуги закупаются и которым товары и услуги продаются. Также, европейские банки требуют предоставить им полный перечень имущества, которым владеют собственники, уполномоченных лиц, трастовые договора и конечных собственников компании. Причем, банки очень досконально изучают источники денежных средств на ведение бизнеса компанией ,для которого и открывается счет. Условия проверок настолько жестки, что если компания предоставляет определенные услуги, то директор такой компании, или владелец, должны предоставить доказательства, что у них есть опыт предоставления таких услуг. Фактически, европейские банки знают все о компании. Всю её историю, чем компания занимается, а также конечных владельцев данной компании и их финансовое положение. Причем, если данная информация не соответствует стандартам, или является такой, которая указывает на риск отмывания денег, то счет не открывается, а если в будущем был раскрыт обман в предоставлении информации, то счет закрывают, а информацию могут передать в правоохранительные органы. Таким образом, невозможно спрятаться истинным владельцам компании, которая зарегистрирована в офшоре от сотрудников банка. Конечно, существует такое понятие, как «банковская тайна» в различных странах мира.  В марте 2014 года страны Европейского союза отказались от «банковской тайны» и теперь все желающие органы беспрепятственно могут узнать всю информацию о компаниях, которые открыли счета в банках. "Такой шаг неизбежен и необходим для того, чтобы страны-члены ЕС могли предпринимать более решительные меры против налоговых махинаций и уклонения от уплаты налогов", - заявил президент Европейского совета Херман ван Ромпей [2]. Общее правило «банковской тайны» есть такое: никто не может требовать раскрыть данные о владельце счета и передвижении денежных средств, кроме как по запросу компетентных на то органов. Но если уже правоохранительные органы заинтересовались владельцами компании, то они обязательно их найдут.  Автор считает целесообразным ввести и в Украине такие законодательные нормы, которые требовали бы от банков при открытии счета украинскими и иностранными компаниям предоставлять перечень документов и информацию, как принято  в Евросоюзе. Данным шагом Украина сразу же бы подняла себе рейтинг, как страна в которой становятся «прозрачными» условия ведения бизнеса, а также такие бы нововведения усложнили бы реализацию преступных замыслов по отмыванию денег и легализации их незаконным путем, так как и банки и правоохранительные органы, в случае необходимости сразу же бы знали  кто владельцы компаний, чем они занимаются откуда у них источники денежных средств для бизнеса.

В Украине ,также, недавно начали борьбу со схемами через которые уводились деньги в офшоры. 01 сентября 2013 года  вступил в силу Закон 408-VII от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Данный закон предусматривает контроль государства за трансфертным ценообразованием и предусматривает контроль и мониторинг налоговой службы за операциями, а именно, насколько цены в таких операциях отличаются от рыночных. Как раз данные мероприятия и предназначены для того, чтобы отсечь сделки которые направлены на наступление реальных последствий от сделок, которые являют собой схемы по выводу денежных средств в офшор с целью уменьшения размера налогов, которые автор описывал выше.  Такая система контроля не нова. Она основана на принципе "вытянутой руки" (Arm's length principle) - международном стандарте, согласованном государствами-членами ОЭСР в качестве рекомендуемого к использованию по установлению трансфертных цен для налоговых нужд.

Рассмотрим, какие же операции подпадают под контроль за трансфертным ценообразованием. Итак, под контроль подпадают следующие операции: объем которых с каждым контрагентом составляет более 50 млн грн в год: между связанными лицами; между лицами, хотя бы одно из которых зарегистрировано на или территории в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов меньше, чем в Украине. Рассмотрим более подробно, критерий контролируемых операций. Автор считает, что граничный годовой порог операций в 50 млн. грн.  в год является необоснованным. Если государство уже решило бороться с уводом денег в офшорные зоны и увеличение поступления в бюджет, особенно в государстве в переходной экономикой, то необходимо устанавливать более низкий порог, или отменять его вовсе. Ведь, 50 млн. грн это очень большая сумма. И если посчитать налог на прибыль от этой суммы, по ставке 18 процентов, которая действует в 2014 году (Законом України від 19.12.2013 №317 «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо ставок окремих податків».), то выйдет, что гипотетически  бюджет из-за неконтролированности операций ниже указанного порага может недосчитаться 9 млн. грн. в год по каждой такой операции. Поэтому, автор выступает за то, чтобы уменьшить данный порог, или убрать его вовсе. В свою очередь, целесообразно не возлагать обязанность декларировать такие операции раз в год на налогоплательщика, а проверять такие операции согласно методики во время плановых и внеплановых проверок предприятий, дабы экономить время и денежные средства предприятий.

Для проведения проверки трансфертного образования хозяйственных операций, такие операции должны быть произведены между: связанными лицами и/или лицами хотя бы одно из которых зарегистрировано на или территории в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов меньше, чем в Украине. Определение кто такие связанные лица дает пп.14.1.159 НКУ связанные лица - юридические и/или физические лица, взаимоотношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют и которые отвечают любому из следующих признаков: Юридическое лицо, осуществляющее контроль за хозяйственной деятельностью налогоплательщика или контролируется таким налогоплательщиком или находится под общим контролем с таким налогоплательщиком; Физическое лицо или члены его семьи, осуществляющие контроль за налогоплательщиком; Должностное лицо налогоплательщика, уполномоченное осуществлять от имени налогоплательщика юридические действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений, а также члены его семьи; Налогоплательщики - участники объединения предприятий независимо от его вида и организационно-правовой формы, осуществляющие свою хозяйственную деятельность путем образования такого объединения. Под контролем хозяйственной деятельности плательщика налога следует понимать:

а) владение непосредственно или через связанных физических и/или юридических лиц долей (паем, пакетом акций) уставного фонда плательщика налога в размере не менее 20 процентов уставного фонда плательщика налога;

б) влияние непосредственно или через связанных физических и/или юридических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования в результате:

- Предоставления права, которое обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования и решения органов управления налогоплательщика;

- Занятия должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов налогоплательщика лицами, которые уже занимают одну или несколько из указанных должностей в другом субъекте хозяйствования.

- Занятия должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа налогоплательщика лицом, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других субъектах хозяйствования.

Автор считает верным данные критерии контроля операций, ведь, такие критерии позволяют понять действительно ли компании, которые провели операцию находятся под управлением одного и того же лица, или группы лиц.

Проверки трансфертного ценообразования проводятся несколькими видами проверок: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи); цены перепродажи; издержки плюс; чистой прибыли; распределения прибыли. Приоритетность методик проверки указана выше в последовательности. Не вызывает сомнения качество и необходимость методов именно таких проверок, так как такая эффективность доказана опыт различных стран мира.

В свою очередь,  налоговый кодекс Украины содержит множество норм, которые делают невыгодным работу украинских компаний с компаниями, которые находятся за рубежом по многим видам договоров, не учитывая ни  юрисдикцию компании партнера ни реальность такого договора. Понятно, что это сделано для того, чтобы деньги украинскими  компаниями по различного вида хозяйственным договорам, реальность которых проверить трудно, не выводились в офшорные компании без уплаты налогов на территории Украины. Ярким примером, такой нормы является статья 160 налогового кодекса Украины. Согласно этой нормы  все компании ,которые зарегистрированы в иностранной юрисдикции  должны оплачивать в Украине налог на прибыль от доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины.  Ставка такого налога составляет 15 процентов от прибыли, причем обязательство администрирования такого налога лежит на резиденте Украины, который удерживает такой налог при выплате дохода нерезиденту. Облагаются таким налогом практически все операции, а именно: проценты, дисконтные доходы, уплачиваемые в интересах нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом,  дивиденды, выплачиваемые резидентом, роялти, фрахт и доходы от инжиниринга, лизинговая/арендная плата, уплачиваемая резидентами или постоянными представительствами в интересах нерезидента – лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды, доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, которое принадлежит нерезиденту, в том числе имущества постоянного представительства нерезидента, прибыль от осуществления операций по торговле ценными бумагами, деривативами или другими корпоративными правами, определенная в соответствии с нормами этого раздела,   доходы, полученные от осуществления совместной деятельности на территории Украины, доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины, вознаграждение за осуществление нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины, брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов относительно брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставленных нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в интересах резидентов,  взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (в том числе страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины, доходы, полученные от деятельности в сфере развлечений (кроме деятельности по проведению государственной денежной лотереи), доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в интересах нерезидентов, другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством этого или другого нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров/выполненных работ/предоставленных услуг, переданных/выполненных/предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению. Отдельно внимание стоит обратить на то, как законодатель регулирует отдельные виды договоров между нерезидентами Украины и резидентами по тем видам договоров, реальность которых очень трудно определить и, соответственно, риск вывода денежных средств по таким договорам в офшоры очень велик. К таким договорам относятся: рекламные договора агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг.

Резидент Украины, который заказывает рекламные услуги у не резидента Украины, удерживает налог в размере 20 процентов от прибыли нерезидента. Что касается остальных видов договоров, о которых писалось предложением выше, то резидент Украины по таким договорам для вопросов администрирования налогообложения является представительством нерезидента Украины и удерживает налог на прибыль не резидента Украины, как представительство такого не резидента Украины. Как видно в данной статье Налогового кодекса Украины, законодатель не делает никакого различия в размере ставок налогообложения и администрирования налогов для компаний нерезидентов Украины, которые зарегистрированы в различных юрисдикциях мира.

Подытоживая изложенную проблематику в статье можно сделать вывод, что законодатель Украины делает шаги на регулирование работы компаний- резидентов Украины с компаниями-нерезидентами, в том числе и принимая законы на предотвращение отмывания и легализации денежных средств полученных преступным путем. При этом не всегда учитываются нюансы практики работы украинским компаний с зарубежными партнерами. Ведь под ужесточение законодательства работы украинских компаний с офшорами подпадают и хозяйственные взаимоотношения украинских компаний с остальными юрисдикциями. Так, было бы верным решением, по мнению автора статьи, в ст. 160 налогового кодекса Украины уменьшить ставки налога на прибыль для компаний нерезидентов Украины, оставив прежними, ставки для компаний- резидентов офшорных зон. Данные изменения стали бы стимулом для иностранных инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику. Кроме того закон 408-VII от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» касательно уменьшение порога размеров валютных операций в год, или же отмену такого порога вовсе и  передачу обязательств проведения проверок таких операций налоговым органом во время плановых проверок предприятий,  существенно снизит риск вывода денег полученных незаконным путем в офшорные зоны без стимулирования отказа от таких операций высокими налоговыми ставками на такие операции. Кроме того, в свете отмены в европейском союзе банковской тайны, украинские законодатели могли бы также отменить банковскую тайну, касательно запросов относительно взаиморасчетов украинских компаний по операциям с оффшорными компаниями. Также, было бы разумным, обязать украинские банки проводить денежные операции по договорам между украинскими компаниями и компаниями из офшорных юрисдикций только при предоставлении украинскому банку справки из банка в котором открыт счет у офшорной компании о истинном владельце такого счета. Такая бы мера сделала невозможным остаться неизвестным лицу, которое бы захотело вывести деньги полученные незаконным путем из Украины.

 

Литература:

  1. Интернет-ресурс-«Верховный совет Украины»/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: www. rada.gov.ua;
  2. Интернет-ресурс-«Finance.ua»/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: www. finance.ua;

Опубликована статья в журнале "Юридические записки. 2014 (3).


Автор
фото
Адвокат (Киев) Выполнено заданий: 0 Отзывов: 11

Loading...
В данном разделе статей больше нет