Все публикации

АННУЛИРОВАНИЕ ДОЛГА "ПО-НОВОМУ"

Автор: Тамошюнас Андрей  •  05 апреля 2015



Одним из источников пополнения бюджета с недавнего времени стал налог с доходов, полученных в виде «дополнительного блага» от банковских учреждений вследствие аннулирования (прощения) долга своим клиентам.
Импульсом к массовому невозврату кредитов стал глобальный финансовый кризис 2008 года. Поэтому предыстория вопроса берет свои истоки еще со времен действия Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц». Много уже воды утекло с тех времен, но налоговая проблема осталась.
Напомню, что банковские учреждения в наши нелегкие для всех времена стали применять различного рода программы и акции, в основу которых положен принцип частичного аннулирования (прощения) долга при выполнении должником ряда условий. Например, погашение части кредита после подписания соответствующего соглашения. Ведь лучше получить хоть что-то и сейчас, чем ничего и потом!
Конечно, возможность частичного прощения долга приемлема для многих заемщиков. Однако, решая свои «кредитные» проблемы, многие должники даже и не подозревают, что их банковская задолженность может с легкостью трансформироваться в налоговую в виде необходимости уплатить с полученного «дара» налог по ставке 15, 17 (а теперь уже 20) %, штрафных санкций в размере 25% от суммы доначисленных сумм налоговых обязательств и пени (это если заемщик забудет о необходимости заплатить долг)!
Вдобавок к этому не радует лояльностью и позиция фискальных органов. По их мнению, налогообложению подлежат даже пеня, штраф и проценты, аннулированные банками по самостоятельному решению, и которые были начислены физическому лицу банком за пользование кредитом, возвращенным несвоевременно. При этом, аргументация достаточно проста – в п.п.164.2.17. п. 164.2. ст. 164 НК не определен вид долга, который аннулируется кредитором (есть разъяснения по этому поводу в Базе налоговых знаний, подкатегория 103.2).
Видимо, законодатель, зная об указанной проблеме, решил бросить руку помощи «одариваемым» в виде Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств» (законопроект №0939 – с полным текстом ко 2 чтению можно ознакомиться по ссылке http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52399):
«3) подпункт 165.1.55 дополнить абзацем вторым такого содержания:
“сумма процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени), прощенных (аннулированных) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности”.
3. Подраздел 1 раздела XX “Переходные положения” дополнить пунктом 8 следующего содержания:
“8. Не считается дополнительным благом налогоплательщика и не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода сумма, прощенная (аннулирована) кредитором в размере разницы между основной суммой долга по финансовому кредиту в иностранной валюте, определенной по официальному курсу Национального банка Украины на дату изменения валюты обязательства по такому кредиту с иностранной валюты в гривну, и суммой такого долга, определенной по официальному курсу Национального банка Украины по состоянию на 1 января 2014 года, а также сумма процентов, комиссии и/или штрафных санкций (пени) по таким кредитам, прощенных (аннулированных) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности.
Нормы этого пункта применяются к финансовым кредитам в иностранной валюте, которые не были погашены до 1 января 2014 года.
Действие абзаца первого настоящего пункта распространяется на операции по прощению (аннулированию) кредитором должнику задолженности по финансовому кредиту в иностранной валюте, осуществляемых начиная с 1 января 2015 года”.»
Все вроде бы хорошо и логично – так называемые неосновные задолженности (проценты, комиссия и/или штрафные санкции (пени)), т.е. те, что не получались «на руки», выведены из состава дохода и налогообложению при прощении (аннулировании) не подлежат; не являются «дополнительным благом» положительная курсовая разница, определенная после 01.01.2014г.
Однако, не все так просто!
Во-первых, согласно п.1 «Заключительных положений» Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а оговорок относительно действия положений подпункта 3 пункта 2 раздела І в ретроспективу никаких не содержится.
Во-вторых, изменения в подраздела 1 раздела XX “Переходные положения” НКУ распространяют свое действие только на «прощающие» операции, которые имели место с 01.01.2015 года. Получается, что, если Ваш кредит банк аннулировал 31.12.2014 года, то на вас такая льгота не распространяется и налог нужно заплатить «по полной»!
Такой подход законодателя очень удивляет, ведь по состоянию на 31.12.2014 года официальный курс доллар по отношению к гривне составлял уже больше 15. И это при том, что многие «счастливчики» оформляли валютные кредиты еще при курсе 1 к 5.


Автор
фото
Адвокат (Харьков) Выполнено заданий: 37 Отзывов: 350

Loading...
В данном разделе статей больше нет