Все публикации

Банк не проводит платеж на оплату налогов

Автор: Полищук-Минаева Виктория  •  03 марта 2015


Пунктом 1.24 ст. 1 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» определено, что переводом средств является движение определенной суммы средств с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме. Инициатор и получатель могут быть одним и тем же лицом. Банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, поступившем в течение операционного времени банка, в день его поступления (п.8.1 ст.8 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине»).

Положением п. 22.4 ст. 22 вышеприведенного Закона установлено, что при использовании расчетного документа инициирование перевода является завершенным: для плательщика - с даты поступления расчетного документа на исполнение в банк плательщика. Что касается проведения самого перевода денег, то это является обязательной функцией, которую должна выполнять платежная система. Ответственность банков при осуществлении перевода определяется положениями статьи 32 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», которой, в частности, предусмотрено право получателя на возмещение банком, обслуживающим плательщика, вреда, причиненного ему в результате нарушения этим банком сроков выполнения документа на перевод.

Согласно п. 22.3, 22.4 ст.22 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», расчетные документы, за исключением платежного требования-поручения, должны подаваться инициатором в банк, который его обслуживает. При использовании расчетного документа инициирование перевода для плательщика считается завершенным с момента принятия банком плательщика расчетного документа на исполнение.

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений Закона, выполнение плательщиком налогового долга по перечислению в бюджет суммы налогового обязательства связано с моментом представления в банк платежного поручения на перечисление соответствующих сумм налоговых обязательств, в частности, с моментом принятия банком плательщика расчетного документа на исполнение.

Кроме этого, пунктом 129.6 ст.129 НК Украины предусмотрено, что за нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты и штрафные санкции в размерах, установленных настоящим Кодексом, а также несет иную ответственность, установленную настоящим Кодексом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет или государственный целевой фонд. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Таким образом, если предприниматель обслуживался в проблемном банке, провел платеж (налоговый), а банк платеж на счета Казначейства не отправил, то, учитывая п.129.6 ст.129 НК Украины, налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление налогов. Однако, такую правовую позицию необходимо доказывать.

Что касается штрафов для плательщика налогов. Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного настоящим Кодексом для представления налоговой декларации, кроме случаев, установленных этим Кодексом (п. 57.1 ст. 57 НК Украины).

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленные законодательством сроки, орган государственной налоговой службы направляет (вручает) ему налоговое требование в порядке, определенном для направления (вручения) налогового уведомления-решения (п. 59.1 ст. 59 НК Украины).

Как правило, органы государственной налоговой службы выписывают налоговые уведомления-решения, если налогоплательщик не платит во время налоговые обязательства. Также, органы налоговой направляют налоговые требования и решения об описи имущества в налоговый залог. Поскольку, главным аргументом органов государственной налоговой службы является факт выполнение налогового долга в полном объеме. Однако, как указано выше, такое наказание предпринимателя является безосновательным.

 

Стоит ли ввязываться в судебные разбирательства? Как правило, в административном порядке органы государственной налоговой службы не отменяют штрафы за нарушение срока оплаты налога.

Поэтому, судебные разбирательства с ГФС остаются эффективным методом для обжалования штрафа за нарушение срока оплаты налога. Более того, на сегодняшний день уже существует и судебная практика на пользу налогоплательщика.

Так, Харьковский окружной административный суд по делу № 820/18682/14 сделал вывод, что истцом подано платежное поручение на перечисление средств, что подтверждается соответствующей отметкой на соответствующем письме. Платежное поручение не исполнено по вине банка. В данном случае вины плательщика в нарушении сроков нет, поскольку средства не зачислены в государственный бюджет по вине банковского учреждения, в котором обслуживался плательщик, следовательно, налогоплательщик в соответствии с п. 129.6 ст. 129 НК Украины освобождается от ответственности за несвоевременное или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Не смотря на то, что судебные разбирательства с ГФС длительный процесс, но все же в ситуации с оплатой налогов через проблемный банк, стоит инициировать такие процессы, как эффективный способ защиты собственных прав и интересов.

 


Автор
фото
Юрист (Киев) Выполнено заданий: 13 Отзывов: 3

Loading...
В данном разделе статей больше нет