Все публикации

Еще раз о равенстве граждан

Автор: Беликов Олег Александрович  •  29 октября 2014


Высший специализированный суд Украины в своем письме от 07.05.2014 № 10-644/0/4-14 «О надлежащем обеспечении равенства трудовых прав граждан при рассмотрении споров, возникающих в сфере трудовых отношений», поднимает вопрос равенства прав и свобод граждан; а также подтверждает тот факт, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Частью 1 ст. 21 Хартии основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 установлен запрет дискриминации любого вида, в частности, по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинствам, имущественного положения, происхождения, ограниченной трудоспособности, возраста или сексуальной ориентации. Пунктом 12 Директивы Европейского Союза от 27 ноября 2000 № 2000/78 / ЕС об установлении общих рамок для равного обращения в сфере трудовых отношений и занятости предусмотрен запрет прямой или косвенной дискриминации на основе религии или вероисповедания, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации в сферах, охваченных настоящей Директивой.

Соответствующие гарантии равенства закреплено в части 1, 2 ст. 24 Конституции Украины, а также ст. 2-1 Кодекса законов о труде Украины, которым установлено, что Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Для надлежащего обеспечения равенства трудовых прав граждан Украины необходимо учитывать положения Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (Закон), согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 которого дискриминация - это решение, действия или бездействие, направленные на ограничение или привилегии относительно лица и / или группы лиц по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, семейного и имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам, если они делают невозможным признание и реализацию на равных основаниях прав и свобод человека и гражданина. При этом, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Закона, запрещаются любые формы дискриминации лиц и / или групп лиц по их определенным признакам не только со стороны государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, но и со стороны юридических и физических лиц.

Запрет дискриминации гарантируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция), ратифицированной Украиной 17 июля 1997, в соответствии со ст. 14 которой «пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по какому-либо признаку - пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам ». При этом Протокол № 12 к Конвенции, ратифицированный Украиной 9 февраля 2006, расширяет сферу действия запрета дискриминации на любое право, гарантируется национальным законодательством, даже если такое право не предусмотрено Конвенцией. Статьей 1 этого Протокола предусмотрено, что «осуществление любого предусмотренного законом права обеспечивается без дискриминации по какому-либо признаку, например по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам ».

Таким образом, при рассмотрении споров, возникающих в сфере трудовых отношений, судам необходимо учитывать, что перечень признаков, по которым не может быть привилегий или ограничений в реализации трудовых прав граждан, не является исчерпывающим. В частности, недопустимо нарушение равенства трудовых прав граждан не только на основании признаков, указанных в ч. 2 ст. 24 Конституции Украины, ст. 2-1 КЗоТ, п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона, но и по признакам возраста, цвета кожи, другими физическими признаками (вес, рост, нарушения речи, недостатки лица), семейного положения, сексуальной ориентации и т.).


Автор
фото
Юрист (Харьков) Выполнено заданий: 1 Отзывов: 138

Loading...
В данном разделе статей больше нет