Все публикации

11 ДРУЗЕЙ ОСТОРОЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ (ИЛИ НАЛОГОВАЯ ДОКТРИНА НАДЛЕЖАЩЕЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ)

Автор: Тамошюнас Андрей  •  23 октября 2014


 

 

 

Налоговое законодательство Украины базируется на принципе персонифицированности участников налоговых правоотношений, что предполагает индивидуальное участие каждого субъекта в правоотношениях (лично или через представителя), самостоятельную реализацию прав и обязанностей. Одной из важнейших составляющих этого правила является принцип индивидуализации налоговой ответственности (ст. 61 Конституции Украины). Таким образом, с позиции законодателя каждый налогоплательщик самостоятельно (индивидуально) участвует в налоговых правоотношениях и несет ответственность только за свои юридически значимые действия. Однако,в правоприменительной практике последних лет сложилась устойчивая тенденция привлечения налогоплательщиков к ответственности за действия третьих лиц, в частности контрагентов по заключенным договорам, что влечет доначисление налогов, пени и штрафов. О том, как избегать налоговой ответственности, связанной с неправомерными действиями контрагентов, и пойдет речь в этой статье.

 

Да, привлечение налогоплательщиков к ответственности за действия их контрагентов нарушает принцип индивидуализации налоговой ответственности. Да, подобное положение вещей противоречит таким базовым признакам налогового правонарушения, как виновность и противоправность, а также презумпциям невиновности и добросовестности налогоплательщика. Но факт остается фактом — наша судебная практика пестрит примерами того, как за противоправные действия некоторых субъектов хозяйствования к налоговой ответственности привлекаются их добросовестные контрагенты.

В этой связи налогоплательщики вынуждены проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе своих партнеров.Сегодня комплекс подобных мер предосторожности получил название «доктрины должной осмотрительности и осторожности в выборе своих контрагентов при ведении финансово-хозяйственной деятельности».

 Эта доктрина скорее всего была заимствована нашими специалистами в Российской Федерации, где она активно применяется с октября 2006 года (см. постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 г. № 53).

Вопрос ответственности налогоплательщика-покупателя за налоговые злоупотребления своих контрагентов находит свое разрешение и в практике Европейского суда по правам человека[1], обязательной для применения на Украине.

Так, в деле «Булвес» АД против Болгарии» (п. 71 решения, датированного 22.01.09 г.) ЕСПЧ высказал позицию, которая согласовывается с доктриной должной осмотрительности и осторожности. Согласно этому решению плательщик НДС не должен нести ответственность за злоупотребления, совершенные его поставщиками, если плательщик НДС не знал о таких зло­употреблениях и не мог о них знать.

Таким образом, соблюдение указанной доктрины в условиях настоящей реальности при правильном и взвешенном подходе позволит значительно снизить вероятность возникновения для законопослушного плательщика налогов негативных последствий «дефектности» его контрагентов.

При этом не следует забывать, что действующее законодательство Украины не дает трактовку термину «должная осмотрительность и осторожность» и не определяет четких критериев такого поведения. Это в свою очередь предоставляет полную свободу как непосредственно налогоплательщикам с точки зрения создания доказательств, подтверждающих проявление налогоплательщиками должной осмотрительности и осторожности при выборе поставщиков, так и налоговым органам при проведении проверок указанных правоотношений и судам при рассмотрении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Комплексный анализ сложившейся на сегодняшний момент правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что доктрина должной осмотрительности и осторожности должна включать в себя следующие обязательные элементы.

 

ЭЛЕМЕНТ ПЕРВЫЙ

 

Истребование у контрагентов оригиналов для обозрения и (или) заверенных копий учредительных и регистрационных документов:

 

         - решение о создании субъекта предпринимательской деятельности;

- учредительный договор;

- устав;

- доказательств постановки на учет в налоговом органе;

- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;

- свидетельство плательщика НДС.

Указанные документы подтверждают надлежащую правосубъектность контрагента, его гражданско-правовой статус, факт надлежащей регистрации контрагента.

Отдельно нужно сказать о важности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Указанная выписка содержит важнейшую информацию в отношении контрагента на конкретную дату: ИНН, код, полное и сокращенное наименования, место нахождения, данные об исполнительном органе (директор, генеральный директор, управляющая компания), размер уставного капитала, состав участников и распределение их долей в уставном капитале (для ООО), все регистрационные действия, ранее совершенные в отношении контрагента.

 

ЭЛЕМЕНТ ВТОРОЙ

 

Истребование у контрагента оригиналов ДЛЯ ОБОЗРЕНИЯ и (или) заверенных копий документов, подтверждающих личность и полномочия руководителя и главного бухгалтера:

  • копии паспортов руководителя и главного бухгалтера;
  • протокол об избрании руководителя;
  • приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера (с подписями указанных лиц об ознакомлении).

В случае если договор, первичные документы, счета-фактуры и др. первичные документы от имени контрагента будут подписываться иными лицами, соответственно необходимо получить также заверенные копии надлежащим образом оформленных доверенностей на данных лиц.

Все перечисленное необходимо для подтверждения факта подписания документов от имени контрагента уполномоченными лицами.

Также целесообразно проводить сверку подписей на документах с паспортом или доверенностью. Хотя налогоплательщик не имеет возможности достоверно установить подлинность подписей представителей компании-контрагента, однако, их визуальное сопоставление также может быть полезным.

 

КОМЕНТАР РЕДАКЦІЇ

Звертаємо увагу шановних колег на те, що автор статті ділиться власною думкою щодо убезпечення клієнтів, які звертаються за правовою допомогою, та наголошує на тому, що на разі у нашій державі механізми реалізації цих заходів безпеки не закріплені ані на законодавчому, ані на підзаконному рівнях. Тому цілком ймовірно, що ваші контрагенти можуть абсолютно правомірно відмовлятися вчиняти ті чи інші заходи безпеки, які ви будете їм пропонувати.

Наприклад, на практиці ми стикалися з тим, що уповноважені представники наших контрагентів відмовлялися надавати у розпорядження другої сторони правочину копії своїх паспортних документів чи довідок про присвоєння ІПН. І їх відмова була цілком законною.

Нагадаємо, що згідно з ч. 1 ст. 11 Закону України від 02.10.92 р. № 2657-XII «Про інформацію» інформація про фізичну особу (персональні дані)— це відомості чи сукупність відомостей про фізичну особу, яка ідентифікована або може бути конкретно ідентифікована. Згідно з ч. 2 ст. 11 зазначеного Закону до конфіденційної інформації про фізичну особу належать, зокрема, дані про її національність, освіту, сімейний стан, релігійні переконання, стан здоров'я, а також адреса, дата і місце народження.Така інформація може поширюватися лише у випадках, прямо передбачених чинним законодавством, або за згодою суб'єкта персональних даних. Зважаючи на численну кількість афер, які примудряються вчиняти окремі особливо талановиті громадяни навіть з копіями чужих документів, побоювання надавати копії власних паспортів здаються зрозумілими.

А ось відмова надати для ознайомлення оригінал паспортного чи іншого документу, який посвідчує особу, що підписує договір та інші документи, пов'язані з вчиненням правочину, є дуже підозрілою, і за таких умов вашому клієнту слід добре подумати про доцільність ведення справ з цими особами.

Водночас, не слід забувати і про положення Закону України від 15.05.03 р. № 755-IV “Про державну реєстрацію юридичних осіб та фізичних осіб — підприємців”[2]. У розрізі цієї публікації нам особливо корисні будуть ст. 17 та 20 зазначеного Закону.

Зокрема, ст. 17 Закону № 755 встановлює перелік відомостей про осіб, які містяться у Єдиному державному реєстрі[3]. А ч. 1 ст. 20 цього Закону визначає, що відомості, що містяться в ЄДР, є відкритими і загальнодоступними, за винятком реєстраційних номерів облікових карток платників податків, відомостей про відкриття та закриття рахунків, накладення та зняття арештів на рахунки та майно.

Тобто, відомості про перелік засновників (учасників) юридичної особи, у тому числі ім'я, місце проживання, якщо засновник - фізична особа (абз. 9 ч. 2 ст. 17 Закону № 755), або відомості про прізвище, ім'я, по батькові, дату обрання (призначення) осіб, які обираються (призначаються) до органу управління юридичної особи, уповноважені представляти юридичну особу у правовідносинах з третіми особами, або осіб, які мають право вчиняти дії від імені юридичної особи без довіреності, у тому числі підписувати договори (абз. 11 ч. 2 ст. 17 Закону № 755), є загальнодоступними. А тому відмовляти у наданні цієї інформації контрагентам з мотивів конфіденційності не можна.

Не менш корисними є положення ст. 18 Закону № 755, а тому ми наведемо текст цієї норми повністю: “Стаття 18. Статус відомостей Єдиного державного реєстру

1. Якщо відомості, які підлягають внесенню до Єдиного державного реєстру, були внесені до нього, то такі відомості вважаються достовірними і можуть бути використані в спорі з третьою особою, доки до них не внесено відповідних змін.

2. Якщо відомості, які підлягають внесенню до Єдиного державного реєстру, є недостовірними і були внесені до нього, то третя особа може посилатися на них у спорі як на достовірні. Третя особа не може посилатися на них у спорі у разі, якщо вона знала або могла знати про те, що такі відомості є недостовірними.

3. Якщо відомості, які підлягають внесенню до Єдиного державного реєстру, не були до нього внесені, вони не можуть бути використані в спорі з третьою особою, крім випадків, коли третя особа знала або могла знати ці відомості”.

Тож не нехтуйте правом витребувати від ваших контрагентів або самостійно отримати з ЄДР довідку про наявність чи відсутність тієї чи іншої інформації про вашого майбутнього постачальника. Тим більше перелік відомостей про юридичних осіб, які Закон № 755 визнає загальнодоступними, дуже довгий!

Щодо демонстрації лише оригіналів установчих документів та наказів, які підтверджують правомочність уповноважених осіб на вчинення правочину ми дозволимо не зовсім погодитись з нашим автором. При роботі з власними клієнтами ми наполягаємо на тому, щоб засвідчені контрагентом копії (чи витяги з оригіналів) цих документів залишалися у другої сторони договору. При чому копія має бути засвідчена вашим контрагентом із зазначенням дати. Бажано, щоб це була дата вчинення правочину. Чому? Тому що у випадках шахрайств буває так, що сьогодні директор фірми — одна особа, і ви перевірили усі документи і ніби-то заспокоїлися. А ваш несумлінний партнер вечором того ж дня провів установчі збори чи змінив наказ (анулював довіреність), і завтра договір з додатками підписує неправомочна особа.

Звісно, такі “вселенські” заходи безпеки вживати по дрібним правочинам недоцільно, та у випадках, коли мова йде про серйозні речі, краще виглядати параноїком, ніж потрапити у халепу.

Як кажуть, два юристи — три думки, і кожний з вас, маючи за плечима власний багаж знань та досвіду, обирає власні інструменти для роботи. Але, хто попереджений — той озброєний. А вчитися на чужих помилках набагато безпечніше і дешевше, ніж на власних.

 

ЭЛЕМЕНТ ТРЕТИЙ

 

Истребование у контрагента оригиналов для обозрения и (или) заверенных копий лицензий контрагента, если деятельность, выполняемая по сделке, подлежит лицензированию.

Лицензия является необходимым документом, подтверждающим, что сделка заключена с уполномоченным хозяйствующим субъектом, имеющим право осуществлять деятельность по сделке. Таким образом, наличие лицензии подтверждает, что налогоплательщик был вправе заключить сделку именно с этим контрагентом, производить оплаты в соответствии с данной сделкой и учитывать соответствующие суммы налогового кредита по НДС и расходы по налогу на прибыль.

 

ЭЛЕМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ

 

Получение информации о коммерческой деятельности контрагента:

- рекламных материалов и ценовых предложений контрагента;

- распечаток официальных сайтов контрагента;

- различных проспектов, буклетов и т. д.

Данная информация подтвердит разумную осмотрительность предприятия при выборе контрагента и оценке его коммерческих качеств.

 

КОМЕНТАР РЕДАКЦІЇ

Гірко навчені власними помилками, дозволимо додати до поради нашого автора ще одну. Сучасні Інтернет-технології настільки стрімко розвиваються, що зробити сайт-візитку за великої необхідності можна за пів дня. І так само легко видалити інформацію з Мережі. Тому крім паперової роздруківки зображень з сайтів у випадках необхідності радимо робити так звані “скріншоти”. Тобто копіювати зображення сайту та зберігати у вигляді електронного файлу (таке собі “фото” відповідних сторінок чужого сайту). Тоді у випадку, якщо сайт “зникне” з Інтернету, у вас на руках залишиться додатковий доказ його реального існування, а не просто паперова роздруківка, яку можна намалювати на будь-якому, у тому числі вашому власному, комп'ютері. Не будемо вдаватися у аналіз юридичної сили цих доказів, але зауважимо, що психологічно це дуже сильний аргумент на користь вашої доброчесності.

Якщо вже постане питання (це, правда, більш вірогідно у інших категоріях справ) про серйозне доказування реального існування якогось видаленого з Інтернету ресурсу, можна звернутися за допомогою до власників пошукових систем (наприклад до Google або Яндекс). У кеші відповідних пошукових систем можуть зберегтися сліди сайту-втікача, що власник системи за необхідності підтверджує і документально (за судовим чи адвокатським запитом).

 

ЭЛЕМЕНТ ПЯТЫЙ

 

Изучение «судебной истории» контрагента

Получить часть такой информации вы можете самостоятельно с помощью справочных правовых систем (в частности, через Единый государственный реестр судебных решений Украины), в которых публикуются все более-менее значительные решения административных, хозяйственных и др. судебных органов всех инстанций. Кроме того, возможно направить контрагенту на стадии преддоговорных переговоров соответствующий запрос с просьбой указать все судебные споры контрагента.

Информация о судебных спорах контрагента позволит получить представление о статусе, добросовестности контрагента, о возможном клейме недобросовестности, которое налоговыми органами негласно присвоено данному контрагенту.

 

ЭЛЕМЕНТ ШЕСТОЙ

 

Истребование у контрагента оригиналов для обозрения и (или)  копий налоговой, финансовой и иной отчетности за последний отчетный период с отметками компетентных органов о принятии.

В идеале следует получить копии налоговых деклараций контрагента по НДС и налогу на прибыль за последний налоговый период с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде), годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период и т.д.

Вряд ли контрагент с большим желанием согласится поделиться данными документами, однако, получив их, налогоплательщик установит факт сдачи контрагентом бухгалтерской и налоговой отчетности и таким образом косвенно подтвердит добросовестность контрагента.

Альтернативой в данном случае может выступить направление запроса в компетентный орган, в котором находится на учете контрагент, с просьбой предоставить информацию о подаче таким контрагентом отчетности.

 

ЭЛЕМЕНТ СЕДЬМОЙ

 

Истребование у контрагента справки в произвольной форме об имеющихся на праве собственности и на праве аренды соответствующей материально-технической базы (производственных и торговых мощностях):

 В данном случае речь идет о видах и количестве оборудования, складских, офисных и производственных помещений, транспорта и т. д., о численности работников контрагента (с указанием их специализации) на момент совершения сделки, в том числе занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки.

Указанная справка, безусловно, не является абсолютным подтверждением коммерческой «состоятельности» контрагента и его способности самостоятельно исполнить сделку (тем более, что никому не запрещено привлекать для исполнения сделки третьих лиц), однако, поможет доказать, что наше предприятие, выбирая контрагента, поинтересовалось о его реальных возможностях.

 

ЭЛЕМЕНТ ВОСЬМОЙ

 

Проверка адресных данных контрагента

В первую очередь необходимо установить не является ли зарегистрированное местонахождение потенциального контрагента «адресом массовой регистрации».

Важное значение также имеет реальное местонахождение контрагента по своему местонахождению.

Указанные обстоятельства могут быть установлены на основании данных официального сайта Министерства доходов и сборов Украины, а также посредством  выезда на место (найти офис, убедиться в его работе). Желательно при этом еще и встретиться с представителем компании и убедиться в его полномочиях.

 

ЭЛЕМЕНТ ДЕВЯТЫЙ

 

Получение информации о контрагентах из электронных баз данных, доступных на официальном сайте Министерства доходов и сборов Украины.

Имеются в виду база данных о плательщиках НДС, база аннулированных свидетельств плательщиков НДС, база недобросовестных плательщиков НДС и база мест массовой регистрации налогоплательщиков.

В данном случае рекомендуется делать «скриншоты» экрана компьютера и хранить информацию в электронной и/или бумажной форме на случай возникновения спора с налоговыми органами.

 

ЭЛЕМЕНТ ДЕСЯТЫЙ

 

Получение информации о контрагенте из других источников

Для получения сведений о партнере могут быть использованы разные источники. Например, в Интернете работники размещают отзывы о своих работодателях или клиенты – о своих поставщиках. На сайте других организаций с высокой репутацией могут быть указаны их партнеры, с которыми они работают постоянно. Сайт самого потенциального контрагента также может дать массу информации – насколько он добротно сделан, есть ли там форум с давними обсуждениями и т.д. Реклама в газетах и на сайтах респектабельных организаций добавит баллы в оценку.

Важным источником информации о потенциальном контрагенте являются рекомендательные письма поставщиков, покупателей или иных деловых партнеров, с которыми налогоплательщик сотрудничает в течение длительного периода времени. Рекомендательные письма может предоставить сам поставщик. Или же он может сообщить контакты лиц, у кого можно навести справки. Запросы, отправленные данным лицам, и полученные от них ответы необходимо хранить для предоставления в налоговые органы.

 

ЭЛЕМЕНТ ОДИНАДЦАТЫЙ

 

Обращение в налоговый орган по месту регистрации контрагента на предмет его (контрагента) добросовестности в отношении «сомнительных» контрагентов.

Ответа, скорее всего, не последует, поскольку подобный запрос действующим законодательством не предусмотрен (но и не запрещен), однако, указанный шаг поможет доказать свою осмотрительность и осторожность.

 

В ЗАВЕРШЕНИЕ...

Своим клиентам я советую следующий алгоритм применения перечисленных мер безопасности:

 

Меры, перечисленные в пунктах 1-3, 5, 9

выполнять в отношении всех контрагентов

Меры, перечисленные в пунктах 4, 6-7, 8, 10, 11

 

Целесообразно выполнять при заключении сделок с повышенным налоговым риском (крупные сделки; сделки, которые заключаются с сомнительными (непроверенными) контрагентами; сделки с товарами (работами, услугами), к которым предъявляется повышенное внимание со стороны налоговых органов и т.д.)

 

Необходимо отметить, что указанный перечень процедур не является по своему характеру «закрытым», поскольку каждая ситуация индивидуальна. Поэтому, в зависимости от специфики и особенностей взаимоотношений с потенциальными контрагентами приведенный перечень можно либо дополнять, либо наоборот сокращать.

Документы, собранные по результатам проведенной проверки, рекомендуется сохранять в электронной и/или бумажной форме на случай возникновения спора с налоговыми органами.

Причем, самым оптимальным вариантом оформления «доктрины должной осмотрительности и осторожности в выборе своих контрагентов при ведении финансово-хозяйственной деятельности» является разработка соответствующих локальных документов, в частности, положения о порядке проведения проверки контрагентов на предмет их экономической «надежности» и «безопасности» с четким определением круга ответственных должностных лиц, элементов проверки, порядка оформления и хранения собранных по результатам проверки материалов, порядка оформления результатов проверки.

 

Кто-то скажет, что применение «доктрины должной осмотрительности и осторожности в выборе своих контрагентов при ведении финансово-хозяйственной деятельности» значительно прибавило налогоплательщикам работы, связанной с необходимостью проверки экономической «надежности» контрагентов, а для некоторых плательщиков налогов с их незначительными экономическими показателями – и вовсе бессмысленной.

Однако, считаем, что соблюдение принципов доктрины даже в самых общих ее началах поможет избежать (или хотя бы снизить риск возникновения) более значительных затрат при обжаловании результатов «творчества» налоговых органов.

 

[1]   Далее по тексту — ЕСПЧ.

[2]   Далі за текстом — Закон № 755.

[3]   Далі за текстом — ЄДР.

 

Информационно-аналитическое издание для адвокатов и судей «Адвокатское бюро» №2 октябрь 2013 года



Автор
фото
Адвокат (Харьков) Выполнено заданий: 37 Отзывов: 350

Loading...
В данном разделе статей больше нет