Все публикации

За что отвечает автостоянка



За что отвечает автостоянка Оставляя автомобиль на платной стоянке владелец рассчитывает на его полную сохранность. Так ли это на самом деле?

 

Ставить автомобиль на охраняемую стоянку или нет, вопрос выбора автомобилиста. Если у вас автомобиль редкой марки или просто дорогой, то альтернативы как правило нет, только платная стоянка может гарантировать, что никто нарочно не сломает дорогое зеркало или не снимет дворники.

Стоянки – какие они бывают

Мало кто знает, что автомобильные стоянки отличаются не только ценой и уровнем хамства парковщиков, но и наличием или отсутствием таких атрибутов как: твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, гравийное, щебеночное), ограждение, освещение, телефонная связь, помещение для обслуживающего персонала, въездные-выездные ворота со шлагбаумом, а также запасные ворота на случай срочной эвакуации транспортных средств. В уважающей себя автостоянке, в служебном помещении, где размещается очередной приемщик, должны быть вывешены Правила хранения транспортных средств, распорядок работы, информация о тарифах за предоставление услуг, план-схема автостоянки с указанием направления движения транспорта и номеров мест хранения, план срочной эвакуации транспортных средств, номера телефонов собственника автостоянки, государственных органов по делам защиты прав потребителей, милиции, пожарной охраны, медпомощи, книга жалоб и предложений.

В зависимости от длительности хранения автостоянки различаются на:

· долгосрочные — для постоянного хранения транспортных средств граждан, которые проживают в данном населенном пункте;

· сезонные — для временного хранения транспортных средств граждан в зонах отдыха;

· дневные — которые расположены при вокзалах, портах, спортивных сооружениях, торговых, зрелищных, других предприятиях и организациях, в местах массового отдыха;

· ночные — для временного хранения транспортных средств на тупиковых и малозагруженных улицах;

Деятельность по хранению транстпортных средств регламентируется нормами Гражданского кодекса Украины, а также специальным актом - Правилами хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Правил хранения транспортных средств на автостоянках" от 22.01.96г. № 115 (с изменениями и дополнениями). Эти Правила регламентируют организацию и порядок предоставления услуг по хранению транспортных средств (автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, прицепов), которые принадлежат гражданам, а также транзитных транспортных средств, которые осуществляют международные и междугородные перевозки, и распространяются на все охраняемые автостоянки независимо от форм собственности, которые являются субъектами предпринимательской деятельности или принадлежат этим субъектам.

Вместе с тем, для организации автостоянки не требуется получать лицензию на этот вид деятельности. Если же владелец автостоянки привлекает для ее охраны другого субъекта хозяйствования, то этот субъект должен вести деятельность, связанную с охраной автостоянки, на основании лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности.

Прием автомобиля на хранение

В соответствии со ст. 977 Гражданского кодекса Украины хранение автомобиля на стоянке осуществляется на основании публичного договора. Это означает, что для постановки автомобиля не нужно заключать договор в виде письменного документа, достаточно выдать владельцу автомобиля квитанцию или жетон. Кроме того, если автомобиль принадлежит физическому лицу и расчет производится наличными, то охранник обязан выдать владельцу кассовый чек. Поскольку применение кассового аппарата в соответствии с Законом Украины от 06.06.96 г. № 227/96-ВР “О внесении изменений и дополнений в Закон Украины “О применение электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг” в этом случае является обязательным.

Следует обратить внимание, что к отношениям по хранению автомобилей на стоянках применяются и общие правила Гражданского кодекса Украины о хранении. Например, по ст. 937 ГК договор хранения должен заключаться в письменной форме. К таковой приравнивается выдача расписки, квитанции или иного документа подписанного уполномоченным лицом. Из этого следует, что поставив автомобиль на платную стоянку необходимо потребовать такой документ. Поскольку это будет единственным доказательством заключения договора хранения вашего авто. Вместе с тем, выдача кассового чека будет лишь подтверждать оплату услуг стоянки, но никак не заключение договора хранения автомобиля. По этому пути кстати идет и судебная практика, не признавая кассовый чек подверждением факта заключения договора с автостоянкой.

Отдельный письменный договор хранения автомобиля может быть составлен по договоренности администрацией стоянки и автовладельцем. Например предприятие может заключить с администрацией стоянки такой договор, и оплачивать услуги хранения по безналичному расчету.

Во время оформления приема автомобиля на хранение, очередной приемщик вносит необходимые данные о владельце транспортного средства и транспортном средстве в соответствующий журнал учета транспортных средств и расписывается в нем. Запись должна содержат такие сведения: название предприятия-стоянки; номер места постановки автомобиля на территории стоянки; фамилию, имя и отчество лица, поставившего машину на стоянку; марку, государственный номер, цвет автомобиля; время постановки транспортного средства на стоянку; подпись должностного лица, принявшего машину на хранение.

В случае сдачи на хранение транспортного средства с аварийными повреждениями, он может быть принят после регистрации в журнале учета характера повреждения, времени въезда на автостоянку, марки и номера транспортного средства и фамилии собственника.

Вместе с тем Правила хранения транспортных средств устанавливают обязанности и для владельцев. Так транспортные средства, которые находятся на автостоянках, должны быть закрыты на замки, сняты с тормозов и передач и зафиксированы от произвольного движения. Стекло дверцы должно быть зафиксировано в поднятом положении, внешние зеркала и щетки с стекла сняты, аккумуляторная батарея отключена.

Кроме этого автовладелец должен:

· ознакомиться Правилами хранения транспортных средств, расписаться об этом в журнале учета транспортных средств и выполнять требования Правил;

· оформить транспортное средство на хранение в соответствии с требованиями Правил, подать при этом очередному приемщику перечень предметов, которые находятся в салоне (кабине) транспортного средства, но не входят в комплект оснащения и приборов, предусмотренных заводом-производителем (телевизор, магнитофон, холодильник и прочее имущество). Перечень должен быть внесен в журнал учета транспортных средств удостоверен подписями владельца и очередного приемщика;

· предъявить транспортное средство к осмотру очередному приемщику и после надлежащего оформления поставить его на место сохранения, зафиксировав от произвольного движения;

· внести плату, получить соответствующую квитанцию или пропуск;

· в случае срочного выезда во время снеговых заносов самостоятельно обеспечивать себе расчистку проезда;

· в случае выявления некомплектности транспортного средства немедленно сообщить об этом очередному приемщику и подать по этому вопросу письменное заявление в двух экземплярах, один из которых с отметкой очередного приемщика о его получении оставить у себя;

Автомобиль выдается с автостоянки после сдачи очередному приемщику пропуска или предъявления квитанции об оплате и после того, как получатель распишется в журнале учета. Следующая постановка транспортного средства на хранение заверяется отметкой и росписью очередного приемщика в этом журнале. При этом пропуск или квитанция возвращается владельцу транспортного средства. В случае потери пропуска или квитанции автомобиль выдается владельцу по его письменному заявлению, предъявлении документов удостоверяющих личность и подтверждающих права на принадлежность транспортного средства. Сведения о предъявленных документах заносятся в журнал учета.

Ответственность администрации стоянки

В соответствии с Правилами хранения транспортных средств автостоянка гарантирует сохранность автомобилей, принятых на хранение, а в случае их исчезновения, разукомплектования или повреждения во время хранения несет за это ответственность. Согласно ст. 950 ГК за утрату или повреджения автомобиля стоянка отвечает на общих основаниях. То есть в случае исчезновения – возмещает стоимость автомобиля, а в случае повреждения – возмещает сумму на которую снизилась стоимость машины.

Таким образом, если во время вашего отсутствия автомобилю причинен ущерб, то необходимо вызвать ГАИ и настаивать на регистрации ДТП. Чтобы были какие-либо шансы получить возмещение ущерба, ДТП должно быть оформлено в установленном порядке. Сотрудник ГАИ сможет взять с работника автостоянки свидетельские показания и внести их в протокол ДТП. Установление личности человека, совершившего ДТП и скрывшегося с места происшествия, входит в обязанности ГАИ. Если все случилось на охраняемой стоянке, то именно юридическое лицо, которому стоянка принадлежит, несет ответственность за повреждение имущества. Следовательно, администрации этой стоянки нужно предъявлять претензии, а в случае ее отказа возместить ущерб стоит подавать иск в суд.

Аналогичные действия следует предпринять и в случае угона автомобиля с охраняемой стоянки. Необходимо составить заявление в двух экземплярах на имя администрации стоянки, изложив обстоятельства дела и свои претензии. Далее обратиться в орган милиции с заявлением о краже автомобиля.

Безусловно, идеальные случаи встречаются редко, однако еще раз подчеркнем: поставив авто на стоянку потребуйте квитанцию содержащую все необходимые данные, если не с подписью охранника, то хотя бы с печатью автостоянки (а желательно и то и другое). Поскольку только в этом случае можно будет доказать заключение договора хранения и в дальнейшем рассчитывать на компенсацию ущерба.

 



Loading...
В данном разделе статей больше нет