Все публикации

РЕАЛИИ НОВОГО УПК: АНТИПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор: Д Д  •  27 ноября 2012


РЕАЛИИ НОВОГО УПК: АНТИПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовно-процесуальный кодекс Украины, который, по мнению политика, адвоката и защитника Юлии Тимошенко – Евгения Власенко, "делает нашу страну полицейским государством и является сплошным нарушением Конституции Украины, прав граждан Украины». С другой стороны, руководитель Главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрей Портнов напоминает, что новый УПК отвечает рекомендациям ПАСЕ, Венецианской комиссии и Совета Европы и признан одним из лучших документов в Европе.

Постоянная конфронтация политических сил, недоверие к доминирующей парламентской партии, неправильное понимание новых правовых норм УПК и их последующее толкование, общая гражданская неготовность жить по новым правилам, навели страх на всех граждан нашей страны и превращают достаточно хороший документ в «книгу полицейских канонов», которая действует только в одном направлении.

Безусловно, УПК Украины, утвержденный Верховным Советом УССР 28 декабря 1960 года, не предусматривал такой главы как негласные следственные действия, показания с чужих слов или проведения расследования без постановления о возбуждении уголовного дела, что, по мнению большинства юристов-практиков, вызывает критику и отрицательные суждения по поводу истинной цели таких нововведений. Но в тоже время, такие действия как аудио-, видеоконтроль лица, арест, осмотр и выемка корреспонденции, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, снятие информации с электронных информационных систем, обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица, изготовление копий или образцов документов, обнаруженных в жилье или в другом помещении, установление в жилище или ином помещении технических средств аудио-, видеоконтроля лица проводились в рамках оперативного производства на основании тайных законов с соблюдением процедур, которые установлены также тайными законами. Закрепив такие оперативные средства борьбы с тяжкими и особотяжкими преступлениями в новой УПК, Верховный совет Украины процедуру собрания доказательств в негласном порядке сделал более прозрачной и доступной для каждого гражданина нашей страны. Более того, раньше, если результаты таких негласный мероприятий не приводили к определенному этапу (например – задержанию преступника), сбор необходимых сведений и доказательств для возбуждения уголовного дела, то о факте проведения таких негласных действий никто и не узнавал. Новым УПК четко закреплена процедура уведомления о проведения таких негласных следственных действий, независимо от их результата. Такие действия проводятся в рамках единого производства, которое называется досудебным расследованием и только на основании решения следователя-судьи.

Стоит отметить, что отсутствие института процедуры проверки заявления о преступление и наличие в новом УПК лишь досудебного расследования дает некоторые позитивные результаты. На сегодняшний день, следователь немедленно, но не позже 24 часов с момента поступления заявления о совершении уголовного правонарушения, обязан внести его в единый государственный реестр и приступить к расследованию. Отказ от регистрации такого заявления не допускается. Другими словами, подлежат регистрации абсолютно все заявления о совершении уголовного правонарушения, в том числе анонимные, и только в рамках досудебного расследования разрешено проводить какие-либо действия по сбору доказательств правоохранительными органами.

Явным недостатком в новом УПК, как по мне, является отсутствие правовых норм, которые определяют четкие сроки проведения досудебного расследования: от начала регистрации заявления о совершении криминального правонарушения до сообщения о подозрении или закрытии уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Таким образом, некоторые заявления могут рассматриваться очень длительный период, что приводит к потере доказательств и введения новой практики установления четких сроков для рассмотрения заявлений на основании жалобы подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего в порядке ст. 308 УПК Украины. Следовательно, должны быть разработаны предложения по усовершенствованию нового УПК, а именно: процедура принятия решений правоохранительными органами от момента внесения заявления о совершении криминального правонарушении до сообщения о подозрении или закрытии уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Правовая норма должна быть изложена с учетом таких факторов: тяжести преступления и его категории; необходимости использования специальных знаний на начальном этапе и их сроков. 

Немаловажной фигурой в новом УПК Украины является адвокат. Но в отличии от УПК предыдущей редакции, сегодня адвокат наделен следующими возможностями: закрепление в нормах УПК адвокатской тайны, получение временного доступа к документам (а в случае необходимости – и обыск в помещениях), активное использование показаний с чужих слов, право быть защитником физического лица с момента, когда физическое лицо силой или через подчинение приказу вынуждено оставаться рядом с уполномоченным должностным лицом или в помещении, определенном уполномоченным должностным лицом, право обжаловать бездействия должностных лиц, связанных с необходимостью внесений данных в Единый реестр досудебных расследований, а также обжаловать несовершение других обязательных действий на начальном этапе, право самостоятельно привлекать экспертов на договорных условиях для проведения экспертизы, в том числе – обязательной экспертизы.

Помимо вышеизложенного, в новом УПК: сокращены основания для задержания личности, дополнен список мер пресечения (довольно-таки гуманным образом), получения документации, в том числе копий документов о финансово-хозяйственной деятельности только на основании решения суда и впервые детально закреплена процедура освобождения личности от уголовной ответственности при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния.

 Таким образом, новый УПК является достаточно хорошим инструментом как для борьбы с преступностью, так и для защиты прав физических и юридических лиц. Такие мнение политиков, юристов-практиков как: «уничтожен институт адвокатуры», «все действия на основании следователя», «сплошное нарушения прав граждан» или «необходимо носить паспорт 24 часа в сутки во избежание задержания» являются ничем иным, как безосновательными, неаргументированными, а в некоторых случаях и просто политически заказными доводами.

Положения, которые нашли свое отображение в действующем УПК, в большинстве своих случаев, выступают результатом десятилетних исследований научных сотрудников, кандидатов и докторов наук, профессоров. Понятие имплементации тайных приказов в УПК, введение Единого государственного реестра досудебных расследований, получение уведомлений о нарушении конституционных прав, ликвидация института доследственной проверки – это подразделы кандидатских и докторских диссертаций, монографий и анализ опыта зарубежных стран.

Безусловно, УПК – это документ, который требует постоянного совершенствования. На данном этапе, его утверждение – это первый шаг к диспозитивности и состязательности сил в уголовном процессе.  Пока нельзя окончательно говорить о его полном соответствии особенностям украинского типа уголовно-правовых отношений, но гуманизма, состязательности и роли адвоката в нем значительно больше, чем в УПК 1960 года.


Автор
фото
Помощник адвоката Выполнено заданий: 15 Отзывов: 7

Loading...
В данном разделе статей больше нет