Индивидуальная консультация
Платная консультация гораздо быстрее и эффективнее
Бесплатная онлайн консультация
Задайте Ваш вопрос и получайте ответы юристов




 
Украина

Обязанность или дискреционное право

12.11.2013 12:12
Здравствуйте, уважаемые юристы.

Всем известно как на Украине должностные лица исполняют свои обязанности, в том числе по привлечению правонарушителей к ответственности. И вот зачастую те, кто уполномочен составлять протоколы за административные правонарушения, их не составляют и ограничиваются предписанием. Особенно это касается протоколов в отношении нарушений должностных лиц органов гос. власти и местного самоуправления.

В связи с этим прошу вас разъяснить

1. Являются ли полномочия должностных лиц составлять административные протоколы их обязанностью или дискреционным правом.

2. Может ли предписание быть выдано без составления протокола, то есть без фиксации правонарушения.
(Насколько я понимаю, без фиксации правонарушения протоколом, такое предписание может быть успешно отменено в суде)

3. Являются ли протокол и предписание предметом выбора, или всё-таки одно не может и не должно существовать без другого.

4. Есть ли правовые перспективы у иска о бездеятельности к должностному лицу, которое не составило протокол в отношении правонарушителя.

В КУпАП однозначных ответов на эти вопросы я не нашёл.


Премного благодарен за ответы.

Комментарии автора вопроса

12.11.2013 22:49      комментарий относится к Юдин Олег
Понял вас, Олег, предписание это на их усмотрение, а протокол кровь из носу составить должны если есть нарушение

Спасибо ещё раз.

12.11.2013 17:44      комментарий относится к Юдин Олег
Спасибо, Олег

1. То есть если я правильно вас понимаю такое определение прав должностных лиц в сфере публичного права не закреплено законодательно, а вытекает из общей теории права. Просто чтобы понять: подлежит это доказыванию в суде или это само собой разумеется и на этот факт достаточно лишь указать.

2. Под "предписанием" я имею в виду именно предписание об устранении нарушения.

Но КУоАП нигде не регламентирует порядок выдачи предписаний. Поэтому непонятно должно ли оно быть следствием фиксации правонарушения протоколом, если правонарушение невозможно устранить тотчас, например демонтаж сооружения, или может быть выдано без составления протокола, а должностному лицу предоставлено право выбора составлять протокол или ограничиться предписанием.

Предписание не является видом админ. взыскания, а вот невыполнение его требований в установленных законом случаях уже является.



Ответы юристов

0
фото
Off-line Бондарева Ольга
Киев
ответил 13.11.2013 09:13

    Кроме КУоАП есть ещё закон "Про звернення громадян" - любимый закон всех гос.служащих. Именно этим законом они руководствуются, чтобы не привлекать к ответственности, а "предписывать" и "отписывать"  "за належністю виконання".

    Чтобы эффективно побороться в суде или в высшей инстанции, нужны веские аргументы: почему надо было применять КУоАП или УК, а не закон "Про звернення громадян"


0
фото
Off-line Юдин Олег
адвокат
Одесса
ответил 12.11.2013 17:52

1. То есть если я правильно вас понимаю такое определение прав должностных лиц в сфере публичного права не закреплено законодательно, а вытекает из общей теории права. Просто чтобы понять: подлежит это доказыванию в суде или это само собой разумеется и на этот факт достаточно лишь указать.

ДОСТАТОЧНО УКАЗАТЬ НА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2. Под "предписанием" я имею в виду именно предписание об устранении нарушения.

Но КУоАП нигде не регламентирует порядок выдачи предписаний.

Все правильно, это не тот нормативный акт. порядок Выдачи предписаний. нужно искать в профильном законодательстве, регламентирующем деятельность конкретного органа.

И выдача Предписания не обязательно сопровождается составлениемпротокола об  админ.правонарушении


0
фото
Off-line Юдин Олег
адвокат
Одесса
ответил 12.11.2013 14:20

Судя по Вашим вопросам, первоначальные юридические знания у Вас имеются. Поэтому буду краток. Если чего не поймете – пишите.

1. Являются ли полномочия должностных лиц составлять административные протоколы их обязанностью или дискреционным правом.

В публичных правоотношениях, а составление админ.протокола является публичными правоотношениями, право уполномоченного органа либо его должностного лица это и его обязанность. Т.е., в отличие от гражданского права, где действует принцип свободы в использовании своих прав, в публичных правоотношениях «право» гос.органа синоним его «обязанности». Он обязан пользоваться своими правами.


2. Может ли предписание быть выдано без составления протокола, то есть без фиксации правонарушения.
(Насколько я понимаю, без фиксации правонарушения протоколом, такое предписание может быть успешно отменено в суде)

Может. Но это очень ограниченный перечень случаев.

Частью 3 ст.254 КоАП предусмотрено, что:

«Протокол не складається у випадках, передбачених статтею 258 цього Кодексу»

А в ст.258 КоАП установлено, что:

«Стаття 258. Випадки, коли протокол про адміністративне правопорушення не складається

Протокол не складається в разі вчинення адміністративних правопорушень, передбачених статтями 70, 77, частиною третьою статті 85, статтею 153, якщо розмір штрафу не перевищує трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, частиною першою статті 85, якщо розмір штрафу не перевищує семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, статтею 107 (у випадках вчинення правопорушень, перелічених в частині третій статті 238), частиною третьою статті 109, статтями 110, 115, частинами першою, третьою і п'ятою статті 116, частиною третьою статті 116 2, частинами першою і третьою статті 117 (при накладенні адміністративного стягнення у вигляді попередження на місці вчинення правопорушення), статтями 118, 119, статтями 134, 135, 185 3 цього Кодексу, якщо особа не оспорює допущене порушення і адміністративне стягнення, що на неї накладається.

Протоколи не складаються і в інших випадках, коли відповідно до закону штраф накладається і стягується, а попередження оформлюється на місці вчинення правопорушення.

У випадках, передбачених частиною першою цієї статті, уповноваженими органами (посадовими особами) на місці вчинення правопорушення виноситься постанова у справі про адміністративне правопорушення відповідно до вимог статті 283 цього Кодексу.

Якщо під час складання постанови у справі про адміністративне правопорушення особа оспорить допущене порушення і адміністративне стягнення, що на неї накладається, то уповноважена посадова особа зобов'язана скласти протокол про адміністративне правопорушення відповідно до вимог статті 256 цього Кодексу, крім випадків притягнення особи до адміністративної відповідальності за вчинення адміністративного правопорушення, передбаченого статтею 185 3 цього Кодексу. Цей протокол є додатком до постанови у справі про адміністративне правопорушення.

Постанова у справі про адміністративне правопорушення складається у двох екземплярах, один з яких вручається особі, яка притягається до адміністративної відповідальності.

У разі виявлення адміністративного правопорушення у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху, зафіксованого за допомогою працюючих в автоматичному режимі спеціальних технічних засобів, що мають функції фото- і кінозйомки, відеозапису чи засобів фото- і кінозйомки, відеозапису, протокол про адміністративне правопорушення не складається, а постанова у справі про адміністративне правопорушення виноситься без участі особи, яка притягається до адміністративної відповідальності. Копії постанови у справі про адміністративне правопорушення та матеріалів, зафіксованих за допомогою працюючих в автоматичному режимі спеціальних технічних засобів, що мають функції фото- і кінозйомки, відеозапису чи засобів фото- і кінозйомки, відеозапису, надсилаються особі, яка притягається до адміністративної відповідальності, протягом трьох днів з дня винесення такої постанови.»

3. Являются ли протокол и предписание предметом выбора, или всё-таки одно не может и не должно существовать без другого.

Согласно ч.2 ст.19 конституции Украины, «Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.»

Так что выбора особо у них нет.

Кроме того, вы путаете такие понятие как «составление протокола», что является способом фиксации правонарушения, с «предписанием», а скорее всего с «предупреждением», что является мерой админ.ответственности.

Все остальное написано в ответе на вопрос №2

4. Есть ли правовые перспективы у иска о бездеятельности к должностному лицу, которое не составило протокол в отношении правонарушителя.

У любого иска есть перспективы …вопрос лишь в том какие!

Успехов Вам!



закрыть

Узнать стоимость услуги юриста

Поделись этим вопросом с друзьями:


Категории вопросов





 

Телефон для связи

+38 (067) 2097711
 


Wayforpay Visa MC Privat24
2011 - 2016    Freelawyer.ua - Все права защищены
Для быстрого входа или регистрации используйте соцсети

Я юрист
Я клиент
Да, Я принимаю условия Пользовательского соглашения
Я хочу получать уведомления сайта
Уже зарегистрированы?