Индивидуальная консультация
Платная консультация гораздо быстрее и эффективнее
Бесплатная онлайн консультация
Задайте Ваш вопрос и получайте ответы юристов




 
Украина

Законость земельного пая

26.08.2014 17:36

Бабушка умерла 3.01.1995 года она всю свою жизнь проработала в колхозе списки на земельный пай были на 1.01.1995 г но местное руководство подтасовали списки и сказали что бабушки пай не положено спустя много лет мне как внуку удалось навести кой какие справки но в облдержземе сказали что у меня нет связей что бы добиться справедливости против бывшего председателя колхоза а у него там мого мертвых душ и он обробатывает эти паи 



Комментарии автора вопроса

26.08.2014 21:21
Скажите может провести прокурорскую проверку о правельности и соблюдения закона на тот момент ведь они обманули много людей на тот период

26.08.2014 21:19
Развитие законодательства о праве на земельную долю (пай)
Правовое регулирование отношений относительно права на земельную долю (пай) в землях, переданных в коллективную собственность, прошло достаточно долгий и сложный путь, на котором можно условно выделить два основных этапа..

1. Закрепление правил о т.н. «среднюю земельную долю». С принятием ЗКУ в ред. от 13.03.1992 была предусмотрена передача земельных участков государственной собственности, находившихся в пользовании коллективных сельскохозяйственных предприятий (далее - КСП), сельскохозяйственных кооперативов, садоводческих товариществ, сельскохозяйственных акционерных обществ, в коллективную собственность этих субъектов. Наводим текст ст.5 кодекса:
«Статья 5. Право коллективной собственности на землю
Земля может принадлежать гражданам на праве коллективной собственности.
Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, садоводческие товарищества, сельскохозяйственные акционерные общества [выделение наше - А.Н.], в том числе созданные на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективной собственности граждан, осуществляется по решению общего собрания коллектива совладельцев [выделение наше - А.Н.].
…»

Ч. 8 этой статьи, в то же время предусматривала:
«Каждый член коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества в случае выхода из него имеет право получить свою долю земли в натуре (на местности), которая определяется в порядке, предусмотренном частями шестой и седьмой статьи 6 настоящего Кодекса» [выделение наше - А.Н.].»

Нормы о праве членов предприятий при выходе из них получить свою долю земли в натуре (на местности) содержались также в ст.10 ЗУ «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», ст.7 ЗУ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Порядок расчета этой доли определялся ст.6 ЗК в ред. 1992 г.:
«При исчислении размера средней земельной доли, исчисляемой сельским, поселковым, городским Советом народных депутатов учитываются сельскохозяйственные угодья (в том числе пашня), которыми пользуются предприятия, учреждения, организации и граждане в пределах территории данного Совета, кроме тех предприятий, учреждений и организаций, земли которых не подлежат приватизации.
Общий размер исчисленной площади делится на количество лиц, работающих в сельском хозяйстве, пенсионеров, которые раньше работали в сельском хозяйстве и проживают в сельской местности, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе». [Выделение наше - А.Н.]

Такой механизм определения средних земельных долей не учитывал постоянных изменений в составе лиц, имевших право на долю, а также того, что доли одинаковой площади имели разную стоимость из-за разного качества земель. Однако самое главное, что право на получение средней земельней доли не имело механизма своей реализации. Эти обстоятельства привели к тому, что право на среднюю долю носило декларативный характер.
NB. Во Львовской обл. применялось Положение о паевании и приватизации земли в агропромышленном комплексе Львовской области, утв. постановлением ХIV сессии Львовского облсовета от 08.12.1993 №351. Реализация этого положения фактически произошла раньше, чем было принято общегосударственное законодательство о праве на земельную долю (пай) (см. ниже), поэтому соответствующее специальное регулирование следует применять к правам и обязанностям, которые возникли в 90-х годах и сегодня.

2. Установление правил о «праве на земельную долю (пай)" (паевание земель). В условиях, когда положения ЗКУ относительно права на выход из хозяйств и получения «своей доли земли в натуре» не реализовывались, а в сельском хозяйстве нарастал кризис, указами Президента Украины был введен механизм определения права на земельную долю (пай), отличный от предусмотренного ЗКУ механизма определения средней земельной доли. В частности, ст.2 УП «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10.11.1994 №666/94 было предусмотрено, что «[к]аждому члену предприятия, кооператива, общества выдается сертификат на право частной собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера доли (пая) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении». Механизм реализации данного положения был предусмотрен УП «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» от 08.08.1995 №720/95:
«1. Установить, что паеванию подлежат сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность [выделение добавлено - А.Н.] коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Паевание земель предусматривает определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества без выделения земельных участков в натуре (на местности).
2. Право на земельную долю (пай) имеют члены коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества, в том числе пенсионеры, которые раньше работали в нем и остаются членами указанного предприятия, кооператива, общества, в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю [выделение добавлено - А.Н.].
При паевании стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей (паев) всех членов предприятия, кооператива, общества являются равными.
3. Стоимость земельной доли (пая) для каждого предприятия, кооператива, общества определяется исходя из денежной оценки переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных угодий, которая исчисляется по методике денежной оценки земель, утвержденной Кабинетом Министров Украины, и количества лиц, имеющих право на земельную долю (пай ).
Размеры земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах определяются исходя из стоимости земельной доли (пая) и средней денежной оценки одного гектара сельскохозяйственных угодий для данного предприятия, кооператива, общества.»

Таким образом, право на земельную долю (пай), предусмотренное указами Президента, существенно отличалось от права на среднюю земельную долю, предусмотренного действующим в то время ЗКУ, как за объектом (землями, которые подлежали делению), так и по субъектам, имевших право на долю (см. выделенные фрагменты). Законность и конституционность Указов вызывала и вызывает большое сомнение, однако процесс паевания приобрел необратимый характер, и существование прав на земельные доли (паи) было впоследствии признано законодательно (п.п.15-17 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ, ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» и др.).
Ст.5 Указа от 08.08.1995 №720/95 было предусмотрено выдачу «гражданам сертификатов на право на земельную долю (пай) единственного в Украине образца» и их регистрацию районной государственной администрацией. Форма сертификата на право на земельную долю (пай) была определена ПКМ от 12.10.1995 №801 «Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)».
В правовой доктрине не имеет однозначного решения вопроса о моменте возникновения права на земельную долю (пай). Напр., по мнению П.Ф. Кулинича, для получения права на земельную долю (пай) лицо должно быть членом хозяйства на момент составления списков на выдачу сертификатов1. Не можем согласиться с таким подходом. С процитированных выше формулировок УП от 08.08.1995 №720/95 следует, что сертификат на право на земельную долю пай имеет не правоустанавливающие, а правоудостоверяющие значение, то есть право на земельную долю (пай) возникает у члена хозяйства с момента возникновения соответствующего права коллективной собственности на земельный участок и существует независимо от удостоверения сертификатом (такой вывод подтверждается и судебной практикой). Такой вывод подтверждается и положениями ст.2 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», которая предусматривает, что сертификат не является единственным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай).
Проблема. В состав земель, что были распаеваны, включены значительные площади деградированных и малопродуктивных земель - по некоторым подсчетам, в масштабах Украины более 5 млн. га2. Это приводит к возникновению споров между пайщиками, поскольку пригодных для сельскохозяйственного использования земель на всех не хватает.

Порядок определения размеров земельных долей (паев) определялся ст.4 Указа от 08.08.1995 N 720/95:
«4. Размеры земельной доли (пая) вычисляются комиссиями, образованными в предприятиях, кооперативах, обществах из числа их работников. Решение об утверждении вычисленных этими комиссиями размеров земельной доли (пая) по каждому предприятию, кооперативу, обществу отдельно принимается районной государственной администрацией.»

Лаконичность данного положения не стала препятствием для его применения.

000

001_Зміст

017_Збори уповноважених

018_Збори уповноважених

021_Розпорядження РДА

023_Розрахунок паю

024_Розрахунок паю

Выдержка из технической документации по паеванию земель, переданных в коллективную собственность
(цифровую копию полного размера см. на сайте www.amm.org.ua)


Вопрос о вещественной или обязывающей природе права на земельную долю (пай)
Дискуссионность вопроса о правовой природе права на земельную долю (пай) в землях, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий, обусловлена ​​прежде всего противоречивостью законодательства, которое определяет субъекта права коллективной собственности на землю (ст.5 ЗКУ в ред. 1992, ст.10 ЗУ «О коллективном сельскохозяйственном предприятии»): с одной стороны, закон провозглашал, что земельный участок принадлежит «совладельцам»-гражданам, но в то же время субъектом права называлось соответствующее юридическое лицо.
Естественно, что при таких условиях мысли ученых разделились. Одни признавали право граждан вещественным, обосновывали свои взгляды на той части законодательных положений, которые называли граждан совладельцами, и по тем или иным основаниям не принимали во внимание положения о юридическом лице как субъекта права коллективной собственности3. Другие ученые (большинство) избирали прямо противоположный подход и признавали за гражданами только обязательственное право требования к собственнику - юридическому лицу4.
На наш взгляд, право на земельную долю (пай) являются вещным правом требовать выделения в натуре (на местности) земельного участка, что по стоимости соответствует доле лица в сельскохозяйственных угодьях, переданных в коллективную собственность соответствующего юридического лица.
Право на земельную долю (пай) как вещное право требования является своеобразной разновидностью т.н. «прав на чужие вещи». При этом объектом права является земельный участок, переданный в свое время в собственность сельскохозяйственному предприятию. Хотя право на земельную долю (пай) в законе прямо не названо вещественным, закон наделяет его признаками вещного права: оно касается не определенного субъекта, а определенного имущества, и к тому же имеет абсолютный характер.
На вещественную природу права на земельную долю (пай) указывает:
(1) его существование независимо от возможной ликвидации субъекта права коллективной собственности (право «следует» за земельным участком). Об этом свидетельствуют положения абз.2 п.17 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ, принятого уже после того, как большинство субъектов права коллективной собственности было ликвидировано:
«Сертификаты на право на земельную долю (пай) являются действительными до выделения собственникам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю.»

(2) его приоритет над правом собственности (коллективной или государственной) и правом пользования соответствующим земельным участком. Такой приоритет следует из процитированных выше положений Указов Президента относительно паевания, п.17 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ, а также со ст.13 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)»:
«Статья 13. Использование нераспределенных (невостребованных) земельных участков
Нераспределенные (невостребованные) земельные участки по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды земельного участка, а собственники земельных долей (паев) или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, уведомляются о результатах проведенного распределения земельных участков в письменной форме, в случае если известно их местонахождение.»

Соотношение права на земельную долю (пай) с правом на долю в общей долевой собственности
Существует точка зрения, согласно которой коллективная собственность предприятия (КСП) превратилась в общую долевую собственность его членов после прекращения КСП или после вступления в силу нового ЗК, который не предусматривает коллективной собственности на землю5. По нашему убеждению, несмотря на вещественную природу права на земельную долю (пай), отождествлять его с правом на долю в общей долевой собственности нет оснований. Субъекты права не имеют возможности владеть, пользоваться и распоряжаться ни тем земельным участком, что приходится на их долю, ни (вместе) всем массивом земель, переданных в свое время в коллективную собственность. ЗКУ в ред. 1992 вообще общей долевой собственности на землю не предполагал, а механизм оформления такого права отсутствовал. На наш взгляд, в случае ликвидации КСП (или другого субъекта права коллективной собственности) право собственности на земельный участок бывшей коллективной собственности прекращается, и земельный участок переходит в собственность государства (ч.1 ст.4 ЗК в ред. 1992 г.6, ч.1 ст.84 ЗКУ). Этот вывод подтверждается положениями ст.13 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», которая предусматривает возможность распоряжения местными советами или районными государственными администрациями невостребованными земельными участками бывшей коллективной собственности путем сдачи в аренду (это положение цитировалось выше).
Кроме того, следует указать, что распространение режима права общей долевой собственности на земельные участки бывшей коллективной собственности было бы чрезвычайно вредным. Согласно ч.1 ст.88 ЗКУ, осуществление прав на общий участок возможно только с общего согласия совладельцев. В ситуации, когда таких совладельцев десятки и даже сотни, осуществление права общей собственности является невозможным. Путем законодательного «переименования» коллективной собственности на землю на общую долевую частную пошла в свое время РФ7; однако этот путь не оказался «панацеей» и был подвергнут острой критике российскими учеными-юристами8.
Существует еще одна точка зрения: П.Ф. Кулинич в своих публикациях неоднократно отмечал, что после ликвидации субъектов права коллективной собственности на землю земельный участок не переходит в государственную собственность, а остается как бы «ничейным»9, хотя одновременно указывал на переход в государственную собственность земель под хозяйственными постройками10. Согласиться с такими соображениями трудно по мотивам, изложенным выше.

Соотношение права на земельную долю (пай) с правом на землю юридического лица - правопреемника КСП
Вместе с тем, в отличие от ликвидации, в случае реорганизации КСП земли бывшей коллективной собственности считаться государственными не могут. При реорганизации (как и в случае наследования), к правопреемникам переходят все права и обязанности «умершего» (прекращенного) КСП (ч.1 ст.104 ГКУ, ч.2 ст.59 ХКУ; ч.2 ст.37 недействующего ныне ГК УССР, ч.ч.5-7 ст.34 действующего ранее ЗУ «О предприятиях в Украине»), поэтому земли КСП в период до переоформления не могут считаться государственной собственностью.
До момента переоформления существует неопределенность, какой участок переходит какому правопреемнику и состоится ли такой переход. Между тем, это не влияет на действительность права требования, которое составляет содержание права на земельную долю (пай) - такой вывод следует из п.17 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ и ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)».

Правовой режим несельскохозяйственных угодий
К процессу паевания не были вовлечены несельскохозяйственные угодья11, переданные в коллективную собственность. Эти земли составляют площадь более 200 тыс. га.12. Более того, эти земли - «хребет» земель сельскохозяйственного назначения, поскольку они предназначены для размещения инфраструктуры сельскохозяйственного производства.
Законодательство о паевании не содержало положений о судьбе несельскохозяйственных угодий КСП. Учитывая, что после принятия УП от 03.12.1999 №1529/99 «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» в подавляющем большинстве КСП были ликвидированы или реорганизованы, в правовом регулировании режима таких несельскохозяйственных угодий образовался пробел.
Основными вариантами определения судьбы несельскохозяйственных угодий стали следующие.
1. В некоторых случаях несельскохозяйственные угодья считались такими, что наследовали судьбу зданий и сооружений, расположенных на них (обоснованием такой практики было посилание на ст.30 ЗКУ в ред. 1992 и ст.377 ГКУ).
2. В других случаях судьбу угодий решало собрание собственников земельных долей (паев), обоснованием чего была ст.30 действующего ЗКУ.
3. Едва ли не самым распространенным вариантом стало отношение к несельскохозяйственным угодьям как к государственной собственности с момента прекращения деятельности КСП. Руководствуясь таким подходом, несельскохозяйственными угодьями начали распоряжаться органы государственной власти и местного самоуправления.
4. В правовой доктрине высказывалось и мнение, согласно которому к отношениям относительно земель, переданных в свое время в коллективную собственность, необходимо применять положения о совместной собственности на земельные участки (ст.ст.86-89 ЗКУ)13. На практике существуют случаи (в частности, в Ровенской обл.) передачи несельскохозяйственных угодий в общую совместную собственность гражданам - субъектам права на земельную долю (пай) по проектам отвода. При этом считается, что земельные участки предоставляются из земель запаса государственной собственности.
5. В отдельных случаях происходил переход права собственности на несельскохозяйственные угодья к юридическим лицам - правопреемникам реформированных сельскохозяйственных предприятий.
6. Госкомзем Украины выразил рекомендацию относительно передачи права распоряжения земельными участками, занятыми объектами недвижимости, общему собранию совладельцев14, или общественным организациям - объединениям совладельцев имущественных паев15.
Ни один из подходов не стал бесспорным и общепризнанным, отсутствует и всякая система в их применении. По мнению автора, определение правового режима несельскохозяйственных угодий зависит от того, (1) было ли КСП ликвидировано (и когда - (1.1) до вступления в силу действующего ЗК, или (1.2) после этого), или (2) оно было реорганизовано, или (3) оно продолжает существовать. Отдельно на правовой режим угодий влияет наличие на земельных угодьях объектов недвижимого имущества, и факт их отчуждения (а) до 01.01.2002 (во время действия ст.30 ЗКУ в ред. 1992 г.) или (б) после 01.01.2004 (во время действия ст.377 ГКУ). Необходимо также учитывать возможность того, что объекты недвижимости, некогда существовавшие, разрушились (довольно распространенная ситуация).
Учитывая специфичность, сложность и неоднозначность вопроса о правовой судьбе несельскохозяйственных угодий, переданных в свое время в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий, они подробно нами в этом издании не будут рассматриваться16.
1 Кулинич П.Ф. Хто має право на земельну частку (пай) // Приватизація землі: закон, практика, проблеми. – 2003. - №2. – С.16.
2 Добряк Д.С. Завдання землевпорядної науки на сучасному етапі земельної реформи // Землевпорядний вісник. – 2003. - №4. – С.16.
3 Обзор таких позиций см., в частности: Правові проблеми колективної власності в Україні // Право України. – 1996. - №1. – С.22-23, 25-26; Шульга М.В. Актуальные правовые проблемы земельных отношений в современных условиях. – Харьков: Фирма «Консум», 1998. - С.106, 109-110; Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря. – 2-е изд. – М.: Юристь, 1998. - С.256 и др.
4 Например, Коваленко Т.О. Право на земельну частку (пай): підстави набуття // Актуальні питання приватизації та оцінки земель. Збірник наукових праць / Під ред. Б.А. Семененка. – Суми: ВВП «Мрія-1 ЛТД», 1999. - С.48; Аграрне законодавство України: проблеми ефективності. В.І. Семчик, В.М. Стретович та ін. – К.: Наукова думка, 1998. – С.98; Земельне право: Підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів / За ред. В.І. Семчика і П.Ф. Кулинича. – К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2001. - С.143, 155; Правові проблеми колективної власності в Україні // Право України. – 1996. - №1. – С.7, 9-11; Земельное право Украины: Учеб пособие. Под ред. Погребного А.А., Каракаша И.И. – К.: Истина, 2002. – С.86; Трансформування відносин власності // Право України. – 1997. - №3. – С.9, 14; Луць В.В. До врегулювання відносин власності у новому Цивільному кодексі України (Тези доповідей і наукових повідомлень науково-практичної конференції «Проблеми підготовки нового Цивільного кодексу України»). – К., 1993. – С.53-58; Вівчаренко О.А. Право власності на землю в Україні (актуальні проблеми). - Івано-Франківськ: ЗАТ «Надвірнянська друкарня», 1998. – С.124; Семчик В.І. Земельний пай не може бути предметом оренди // Правова держава. Щорічник наукових праць. – Вип.8. – К.: Інститут держави і права імені В.М. Корецького НАН України, 1997. – С.181-182; Гринько С.В. Правові аспекти реєстрації прав на землю: Монографія. – К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2004. – С.9, и др.
5 См., напр., Аграрне законодавство України: проблеми ефективності. В.І. Семчик, В.М. Стретович та ін. – К.: Наукова думка, 1998. – С.95-96; Земельне право України: Підручник / М.В. Шульга (кер. авт. кол.), Г.В. Анісімова, Н.О. Багай, А.П.Гетьман та ін.: За ред. М.В. Шульги. – К.: Юрінком Інтер, 2004. – С.32.
6 «В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель, переданных в коллективную и частную собственность.»
7 Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (Материалы «круглого стола») // Государство и право. – 1998. - №5. – С.30.
8 Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (Материалы «круглого стола») // Государство и право. – 1998. - №5. – С.28, 30, 44.
9 См. Кулинич П.Ф. Про видачу державних актів на право приватної власності на землю громадянам, які виділяють у натурі належні їм земельні частки (паї) // [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.ulti.kiev.ua; Кулинич П.Ф. Порядок видачі державних актів на землю потребує вдосконалення // [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.ulti.kiev.ua; Кулинич П.Ф. Видача Державних актів на землю - важливий крок у формуванні класу сільських землевласників в Україні // [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.ulti.kiev.ua; Кулинич П.Актуальні правові питання видачі власниками земельних часток (паїв) державних актів на право власності на земельні ділянки // Приватизація землі: закон, практика, проблеми. – 2003. - №1. – С.14; Кулинич П.Трансформація власнісного статусу земель, переданих колективним сільгосппідприємствам у колективну власність // Приватизація землі: закон, практика, проблеми. – 2005. - №5. – С.15-20.
10 Кулинич П.Трансформація власнісного статусу земель, переданих колективним сільгосппідприємствам у колективну власність // Приватизація землі: закон, практика, проблеми. – 2005. - №5. – С.20.
11 Согласно ст.22 ЗКУ, землями сельскохозяйственного назначения признаются «земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей», в частности, и «несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временного консервирования и т.д.) ». В ЗКУ 1990 года в ред. 1992 предоставление с/х предприятиям несельхозугодий предполагалось ст.ст.5, 60.
12 Оперативные данные Государственного агентства земельных ресурсов Украины по форме 6-зем по состоянию на 1 сентября 2007 года.
13 Андрейцев В.І. Земельне право і законодавство суверенної України: Актуальні проблеми практичної теорії. – К.: Знання, 2005. – С.210.
14 Имеются в виду граждане - совладельцы имущественных паев (объектов недвижимости).
15 Письмо Государственного комитета земельных ресурсов Украины от 29.08.2003 №14-17-7/5448.
16 Позицию автора по данному вопросу см.: Меркулова О., Мірошниченко А. Правовий режим несільськогосподарських угідь, що були передані у колективну власність сільськогосподарських підприємств // Земельне право України. – 2007. - №8-9. – С.40-50.

26.08.2014 21:15
2. Установление правил о «праве на земельную долю (пай)" (паевание земель). В условиях, когда положения ЗКУ относительно права на выход из хозяйств и получения «своей доли земли в натуре» не реализовывались, а в сельском хозяйстве нарастал кризис, указами Президента Украины был введен механизм определения права на земельную долю (пай), отличный от предусмотренного ЗКУ механизма определения средней земельной доли. В частности, ст.2 УП «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10.11.1994 №666/94 было предусмотрено, что «[к]аждому члену предприятия, кооператива, общества выдается сертификат на право частной собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера доли (пая) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении». Механизм реализации данного положения был предусмотрен УП «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» от 08.08.1995 №720/95:
«1. Установить, что паеванию подлежат сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность [выделение добавлено - А.Н.] коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Паевание земель предусматривает определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества без выделения земельных участков в натуре (на местности).

26.08.2014 17:41
Как добиться справедливости



Доступные специалисты в области земельного права

Ответы юристов

0
фото
FIND
Off-line Костромина Виктория
юрист
Киев (также вся Украина)
ответил 26.08.2014 21:23

20 лет прошло - вы опомнились



с ув. Костромина Виктория , тел. 067-392-07-61, 050-208-41-00, 063-511-80-99, kostromina.uryslygi@ukr.net, частные консультации - платные
Показать контактную информацию
0
фото
FIND
Off-line Костромина Виктория
юрист
Киев (также вся Украина)
ответил 26.08.2014 21:20

у вашей бабушки был сертификат? если нет - то значит шансов у вас нет



с ув. Костромина Виктория , тел. 067-392-07-61, 050-208-41-00, 063-511-80-99, kostromina.uryslygi@ukr.net, частные консультации - платные
Показать контактную информацию
0
фото
FIND
Off-line Костромина Виктория
юрист
Киев (также вся Украина)
ответил 26.08.2014 18:33

шансов у вас нет



с ув. Костромина Виктория , тел. 067-392-07-61, 050-208-41-00, 063-511-80-99, kostromina.uryslygi@ukr.net, частные консультации - платные
Показать контактную информацию
0
фото
Off-line Шишкин Алексей
юридическая компания
Харьков
ответил 26.08.2014 17:42

Чтобы оценить ситуацию необходимо знать полную информацию, а вообще в таких делах лучше обратиться к юристу очно. Так очень трудно дать дельный совет, а тем более оценить ваши шансы на успех.

Удачи.



закрыть

Узнать стоимость услуги юриста

Поделись этим вопросом с друзьями:


Категории вопросов





 

Телефон для связи

+38 (067) 2097711
 


Wayforpay Visa MC Privat24
2011 - 2016    Freelawyer.ua - Все права защищены
Для быстрого входа или регистрации используйте соцсети

Я юрист
Я клиент
Да, Я принимаю условия Пользовательского соглашения
Я хочу получать уведомления сайта
Уже зарегистрированы?